Мастер, учитель, новатор Транссиб

Мастер, учитель, новатор

Алексей Новиков, мастер производственного участка моторвагонного депо Алтайская

Алексей Новиков получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени



Мастеру производственного участка моторвагонного депо Алтайская Алексею Новикову присвоили высокую государственную награду – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Более 20 лет он трудится на родном предприятии без единого замечания.

После окончания Омского института инженеров железнодорожного транспорта в 1985 году Алексей Тимофеевич устроился слесарем подвижного состава в вагонное депо Барнаул. Потом десять лет он служил в армии и работал на инженерных должностях вне магистрали. Интерес к железной дороге снова проснулся, когда в 1999 году Алексей Новиков узнал, что в моторвагонном депо Алтайская осваивают новый вид капитального ремонта подвижного состава – с продлением срока службы. Инновация заинтриговала инженера, и он вернулся в транспортную отрасль.

– Это была новая эра в ремонте электропоездов. Старые кузова вырезали практически полностью и меняли на новое железо. Причём срок службы обновлённого подвижного состава значительно увеличивался – с 5 до 15 лет, – вспоминает Алексей Тимофеевич.

Из слесарей он скоро перешёл в бригадиры, затем в механики. Спустя непродолжительное время стал мастером производственного участка.

Железнодорожник поделился, что во все времена приходил в депо к семи утра, чтобы подготовиться к рабочему дню, составить план действий, несколько раз прокрутить в уме предстоящую смену. Такой подход помогал правильно оценить актуальные задачи и методично следовать намеченным целям. Вероятно поэтому руководители депо не помнят ни одного случая, когда сборочный участок Новикова сдвинул бы запланированный срок ремонта вагонов.

– Алексей Тимофеевич виртуозно организовывает работу коллектива. Все его подчинённые знают, что они будут делать в каждую последующую минуту смены. Точность действий коллектива становится подобна часовому механизму, – считает главный инженер моторвагонного депо Алтайская Александр Каменский.

Несмотря на высшее инженерное образование и большой инженерный талант, Алексей Тимофеевич никогда не стремился в руководители. Он уверен, что ему свыше дано заниматься «живой работой внутри коллектива». Кроме того, железнодорожник убеждён: если дело приносит удовольствие, не нужно гнаться ни за карьерой, ни за материальными благами.

– В профессии решил так: где зависит от меня и от моего коллектива, форс-мажоров быть не должно. Если, к примеру, кто-то из слесарей заболел, я сам встану на его место. Если двое-трое выпали из рабочего процесса, буду выполнять обязанности за троих. Сделаю всё, только бы дело не пострадало, – говорит мастер.

Также Алексей Новиков с удовольствием передаёт накопленный опыт молодым сотрудникам. Он стал наставником восьми слесарям по ремонту подвижного состава. Как отмечают его воспитанники, мастер учит легко, спокойно, без лишних поучений. Его практический опыт помогает молодым работникам легко вникнуть в суть процесса.

– Вот уж действительно мастер с большой буквы. Даже не по должности – по призванию, по духу. Он знает вагон, как «Отче наш». Кажется, разбуди Алексея Тимофеевича в три часа ночи, он расскажет, как вагон разбирать и собирать, как его покрасить, – восхищается навыками работника начальник моторвагонного депо Алтайская Григорий Копылец.

Но мастера знают не только как хорошего работника и опытного наставника. Он проявил себя как грамотный рационализатор. За последние пять лет в депо реализовали порядка 200 рационализаторских предложений, 20 из которых принадлежат Алексею Новикову. И хотя экономический эффект от них невелик, польза для производства и удобства коллектива огромная.

Так, совсем недавно работник моторвагонного депо озвучил идею, касающуюся ремонта прямой подвески вагона. Сейчас чтобы открутить подвеску, нужно доставить колёсную пару в соседний цех, там снять деталь, а затем транспортировать её обратно.

– Мы же хотим непосредственно в нашем сборочном цехе создать все необходимые условия для демонтажа прямой подвески. Это поможет сэкономить и время, и физические силы сотрудников, – рассказал автор проекта. – Мне важно, чтобы мы все чувствовали себя на работе по-настоящему комфортно. Не так, как дома, конечно, но приблизительно, – с улыбкой добавляет Алексей Новиков.

Автор: Анатолий Болдырев