Он готовит профессионалов Северная магистраль

Он готовит профессионалов

Денис Сафин, машинист эксплуатационного локомотивного депо Исакогорка

Денис Сафин нашёл своё призвание в наставничестве и стал одним из лучших наставников в Северной дирекции тяги

Пойти в локомотивщики Денису посоветовала мама, работавшая в железнодорожном орсе. Начинал он со слесаря по ремонту локомотивов. После армии выучился на помощника машиниста, а через два года сел за правое крыло тепловоза.

– Прошёл локомотивную премудрость от «а» до «я», – рассказывает Сафин. – И с учителями мне повезло. Целый год проработал с машинистом Станиславом Козловым, который потом «миллионника» получил – знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 млн км». Взял от него по максимуму. А на обкатке сразу за руль попросился. Три месяца – и вот я уже машинист. Вожу грузовые поезда и ни о каком наставничестве думать не думаю. А у нас в депо был такой уважаемый машинист, Александр Сунгуров. Его младший сын Иван вслед за старшим отучился на помощника. Сунгуров-отец хотел, чтобы тот попал в хорошие руки. И договорился, чтобы сына поставили ко мне в бригаду. В итоге мы с Ваней Сунгуровым год отработали. А после курсов он попросился ко мне на обкатку. Звонит инструктор: так и так, хочет только к тебе. Думаю, а почему нет? Попробую. С самого начала я понял, какая на мне теперь ответственность! Ведь как я его наставлю, таким он машинистом и станет. И потом будет уже своих подопечных учить. В общем, очень серьёзно к делу подошёл. А надо сказать, далеко не все наставники сразу сажают ученика за руль. Боятся. Потому что за любой «косяк» новичка с тебя спросят – недосмотрел, не научил. А я не побоялся: «Ты теперь у нас машинист, а работу помощника делаю я». Мы поменялись ролями, но я каждый его шаг контролировал, давал советы, подсказывал. И отличный машинист из Ивана получился. Сейчас он имеет первый класс, водит пассажирские, уже сам двоих обкатал.

Не успел Денис Сафин своего первого ученика сдать – снова звонок: там помощника только-только начали обкатывать, а машиниста у него забрали в пассажирское движение – докатай парня... Так Сафин встал на путь наставничества.

– Вам, – спрашиваю,– за это доплачивают?

– Да, но это не те деньги. На обкатке много не заработаешь. Тут другое. Ты в человека вкладываешься не корысти ради, а чтобы он стал профессионалом. Именно поэтому я не беру в ученики кого попало. Только тех, в ком уверен, у кого есть стремление. И таких немало. Ко мне ребята просятся на обкатку: «Денис, возьми!» А у меня уже очередь, всех взять не могу...

– Отличный мужик, сразу за руль сажает, всё расскажет и покажет, и пошутить любит, – рекомендуют Сафина коллегам его подопечные.

Со своими бывшими учениками Денис поддерживает дружеские отношения, у них даже группа своя в Вайбере есть.

– Я ведь за каждого переживаю, особенно на первых порах, пока они опыта не наберутся, – признаётся машинист. – Поэтому перед первыми самостоятельными поездками им говорю: «Если что случится – звони, спрашивай. В любое время суток. Всегда помогу». Бывало, и в три ночи звонят: «Локомотив не едет. Денис, выручай». Начинаем разбираться: включи это, выключи то... И разруливаем.

Принять правильное решение за считанные секунды – это Денис Сафин считает самым трудным в своей профессии. И обучает этому своих помощников и дублёров. Для выбора верного решения нужны прежде всего прочные знания. Поэтому он заставляет их читать инструкции, заниматься самообразованием. И в поездке экзаменует по полной. А если ученику нужно попрактиковаться дополнительно, не жалеет личного времени. Берёт в депо свободный локомотив – и вперёд.

– Похаживаю в тренажёрный зал, бегаю, – делится он секретом, как быть всегда в тонусе. – И приобщаю к этому своих помощников. Нашему брату двигаться надо, чтобы жиром не заплыть. Получается, я наставник не только на работе, но и в спорте.

Автор: Николай Порецкий