Делом движет азарт Призыв

Делом движет азарт

Евгений Пронин, осмотрщик ПТО эксплуатационного вагонного депо Челябинск на станции Челябинск-Южный

В нынешнем году Евгений Пронин выявил рекордное количество неисправностей

В нынешнем году осмотрщик ПТО эксплуатационного вагонного депо Челябинск на станции Челябинск-Южный Евгений Пронин выявил рекордное количество неисправностей – 19 дефектных боковых рам грузовых вагонов. При отцепе все они были подтверждены. 

Последнюю неисправность Евгений обнаружил 17 августа. Это была трещина в зоне R55 буксового проёма тележки. Вовремя не обнаруженная, трещина в литой детали при движении может развиться и привести к излому, который, как известно, не предсказуем в последствиях.

– Профессия осмотрщика как раз и существует для того, чтобы ничего подобного не произошло, – подчёркивает Евгений Пронин. – Для меня это очень важное и интересное дело. Кто-то предпочитает копаться в автомобиле, а я люблю детально вникать в вопросы устройства и эксплуатации вагона. Правда, искать неисправности совсем не просто, дефект не лезет в глаза, он всегда скрыт в труднодоступных местах. До него ещё надо добраться. В поисках порой азарт берёт. Да и вообще наша работа – это в какой-то мере здоровый азарт.

Он говорит, что у каждого осмотрщика вырабатывается особое чутьё.

– Это как поход в лес за грибами. Одни идут и ничего не находят, а следом – другие, под листвой видят и с полной корзиной возвращаются, – смеётся Евгений.

При этом осмотрщики постоянно учатся. Повышать квалификацию в этом деле очень важно.

– Теория, дистанционные занятия, всевозможные курсы, практический разбор – для нас дело регулярное. Учимся и на чужих ошибках, чтобы не допускать своих, – рассуждает Пронин.

У осмотрщика есть ещё и свой секрет, который помогает в работе. Хотя Евгений считает, что это и не секрет вовсе, а, скорее, особый инструмент – усовершенствованное приспособление для выявления дефектов – зеркало с подсветкой. Не то, чем вооружён каждый осмотрщик, а особое, сделанное местным умельцем. У зеркала больший угол осмотра, и оно на батарейках. Всё просто, но с умом. С помощью такого устройства легко добираться до самых недоступных мест, где порой дефекты и кроются.

– Как и в каждой работе, у нас есть свои нюансы. Я, например, смотрю, какого года постройки вагон. Если он старый, то боковине явно нужно уделить больше внимания. Металл есть металл. Со временем он изнашивается, а значит, и дефектов в нём может быть больше. На поглощающие аппараты мы смотрим пристрастно: там много невидимых зон, до которых трудно добраться. Особо бдительным нужно быть и зимой. В это время года больше неисправностей на колёсах. Металл становится хрупким, прокат их неравномерный, – уточняет Евгений.

Не каждый год бывает для осмотрщика таким «урожайным» на выявленные дефекты. Так, в 2021-м в боковых рамах вагонов он обнаружил семь повреждений.

– Евгений у нас молодец, – отзывается о нём начальник ПТО на станции Челябинск-Южный Сергей Харитонов. – У него немалый опыт, он помогает другим, сейчас обучил парня, который уже ни в чём не уступает своему наставнику.

А опыт осмотрщика у Евгения Пронина действительно немалый. И приобрёл он его не только на ПТО эксплуатационного вагонного депо Челябинск, но и в Украине, на станции Коммунарск Донецкой железной дороги. На Донбасс его семья перебралась из Мурманска, когда Евгений учился во втором классе. В городе Алчевске под Луганском окончил школу, техникум, который готовил специалистов для местного металлургического комбината. Следующим этапом его образования стал институт. Евгений получил диплом механика по металлургическому оборудованию. На заводе отработал два года, после чего в выбранной профессии разочаровался.

– Это было совсем не моё, – признаётся он.

Город Алчевск небольшой, выбор предприятий невелик, и тогда друзья подтянули его к железной дороге, где его приняли осмотрщиком вагонов. А потом для Донбасса грянул 2014 год.

– Каждый день не знали, живыми останемся сегодня или нет. Обстрелы со стороны Украины были постоянными, – вспоминает Евгений.

А у него семья, ребёнок. Так Пронины стали беженцами. Сначала распределительный пункт в Ростове-на-Дону, а потом – Урал. Так в жизнь его семьи вошёл Челябинск. Без российского паспорта было непросто найти работу. А Евгений – механик, квалифицированный осмотрщик. Его временно приняли на электрометаллургический комбинат в транспортный цех. Осматривал на подъездных путях вагоны. Получение российского паспорта открыло перед ним Южно-Уральскую дорогу.

– Это было 15 июля 2015 года, день, который не забуду никогда. Я пришёл на ПТО парка «А» нечётной системы станции Челябинск-Главный осмотрщиком грузовых вагонов, – рассказывает Евгений Сергеевич.

Через два года с усилением станции Челябинск-Южный его пригласили туда.

– Теперь я россиянин и считаю себя уральцем, но иногда тоскую по своему городу, в котором вырос. Я благодарен Челябинску, Южно-Уральской дороге, для которых я стал своим.

Автор: Евгения Мусихина