Волжская магистраль

Широта сознания Алексея Метелева

Алексей Метелев, машинист-инструктор локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Лянгасово

Машинист награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени 

Метелев (справа)2.jpg

В конце сентября в Москве медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени награждён машинист-инструктор локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Лянгасово. Государственную награду железнодорожнику вручал заместитель министра транспорта Российской Федерации Валентин Иванов.

Вклад Алексея Метелева в транспортную отрасль оценён по достоинству. За более чем тридцатилетнюю работу на Горьковской магистрали его достижения отмечены множество раз. Он имеет знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», знак «Участнику ликвидации последствий ЧС» Министерства РФ по делам гражданской обороны, знак «За безопасность движения», Почётную грамоту Центральной дирекции тяги, знак «Лучший наставник Дирекции тяги», часы начальника дороги и другие награды.

Говорят, за спиной человека стоят семь поколений его предков. Они определяют широту сознания, силу духа и даже черты характера. Вот и у Алексея Метелева семейное древо более чем примечательное. Его прадед Николай Неведомский был комиссаром службы движения, носил майорские погоны и удостоился ордена Ленина. Правда, положил начало яркой железнодорожной династии другой человек – прапрадед Иван Ливатов. В 1898 году он приехал из Казани на станцию Киров вагонным мастером. А первым локомотивщиком стал отец мамы Алексея Евгений Ливатов. Он всю жизнь трудился машинистом пассажирского движения в подменном пункте Мураши ТЧэ Лянгасово. Там же работал машинистом и его сын Юрий Ливатов – дедушка, который оказал на Алексея Метелева огромное влияние. Также водителем в локомотивном депо трудился отец Виктор Метелев.

В Мурашах, где жила семья, железнодорожная станция расположена прямо в центре города. Стальные пути редко пустуют. Отсюда уходят составы, гружённые лесом, пассажирские поезда в направлении Воркуты, Котласа, Кирова, Нижнего Новгорода, Адлера... Гудки поездов сопровождали всю юность Алексея. Окна его дома выходили прямо на железнодорожные пути, и Метелевы даже сверяли часы по прибытию поездов. Маленького Алексея дедушка с удовольствием брал в рабочие рейсы. Из кабины машиниста мальчик узнал путь до Котласа и Кирова.

– Когда оказывался за пультом машиниста и под руководством деда вёл локомотив, эмоции переполняли, – вспоминает свои впечатления Алексей Метелев. – Я управлял контроллером машиниста, тормозами, краном машиниста. И все эти понятия уже тогда откладывались в голове.

Без разговоров, семейных советов и обсуждений после школы Алексей пошёл учиться на помощника машиниста. Курсы при локомотивном депо Лянгасово положили начало карьеры. Через несколько лет, в 1996 году, получил права машиниста. Первого своего наставника Метелев помнит очень хорошо. Владимир Ситников был строгим учителем, следил за неукоснительным выполнением должностных обязанностей, поддержанием чистоты и исправности машины. Только деловые отношения, никакой фамильярности. Поднялись на локомотив – и посторонние разговоры прекратились. Изучение нормативных документов, инструкций, режим ведения грузовых и пассажирских поездов – всё это прививалось под его внимательным руководством. Потом были и другие инструкторы. Юрий Шахов, Александр Чуденовских, Владимир Кононов...

– Они лепили мою личность, заложили азы профессионализма, их методы до сих пор применяю в работе, – говорит Алексей Метелев. – Дисциплина, чёткое выполнение всех регламентов, правила технической эксплуатации, инструкция по сигнализации – это святое, залог безопасности движения. И это наследие, которое переходит из поколения в поколение.

Машинистом Алексей проработал всего несколько лет. А потом технически грамотного, квалифицированного работника поставили перед фактом: «Будешь машинистом-инструктором». Однако и в этой должности он не задержался. Всего через год стал начальником пункта подмены локомотивных бригад Мураши. Хороший практический опыт, твёрдые профессиональные знания и высокое мастерство не должны пропадать даром.

– Было сложно, – рассказывает Алексей Метелев. – Передо мной стояло множество задач. Это всё равно, что управлять депо, только маленьким. На мои плечи легла ответственность за обеспечение безопасности движения, обучение локомотивных бригад, хозяйственную деятельность, экономию топливно-энергетических ресурсов, разработку проектов. Должностная инструкция занимает несколько листов. В подчинении было порядка четырёхсот человек. Ещё в то время велось строительство нового здания подменного пункта. У меня был ненормированный рабочий день, ночные дежурства. Сейчас вспоминаю – и ой-ой-ой...

В круглосуточных заботах прошли четыре года, пока в 2009-м семья Метелевых не перебралась в Киров. В ТЧэ Лянгасово Алексею предложили должность машиниста-инструктора грузового движения. Так он принял одиннадцатую грузовую колонну, на которой за несколько лет мастерски обучил с десяток помощников машиниста. Все они зарекомендовали себя грамотными специалистами, сейчас уже машинисты грузового и хозяйственного движения. С 2010-го Алексей Метелев работает машинистом-инструктором по обучению. Обязанности чуть шире, ответственности чуть больше. На нём – разработка планов, проведение технического обучения, проведение целевых проверок, обкатка машинистов, расследование случаев нарушений безопасности движения, отказов технических средств, работа с машинистами-инструкторами колонн. Он принимает активное участие в экспериментальных поездках при внедрении новых серий локомотивов.

Первый заместитель начальника Горьковской дирекции тяги Вячеслав Власов отзывается о Метелеве как одном из наиболее опытных машинистов-инструкторов дирекции:

– Его квалификации достаточно, чтобы назначить начальником депо. Это абсолютно эрудированный специалист, его можно назвать ходячей библиотекой, настолько глубоки его знания нормативных документов компании. К тому же Алексей Метелев и в экстремальных ситуациях проявляет себя героически. При ликвидации последствий крушения поезда на станции Поздино в 2014 году он в паре с машинистом-инструктором Николаем Смагиным, рискуя жизнью, организовывал отцепку и вывоз группы вагонов от горящего состава с газовым конденсатом. Отцеплял своими руками. Спас груз и предотвратил ещё более тяжёлые последствия чрезвычайной ситуации.

Отвечая на вопрос о том, что самое сложное в работе, Метелев говорит об индивидуальной работе с людьми. И находить подход к каждому своему подопечному ему удаётся блестяще. Неслучайно он пользуется таким авторитетом среди командно-инструкторского состава и локомотивных бригад.

– Самое сложное – находить путь к любому кандидату на обкатку, узнавать его наклонности, сильные и слабые стороны, уметь видеть человека насквозь. Приходится быть психологом, постоянно учиться: штудировать новые инструкции, методички по обучению, изучать конструкцию новых локомотивов в совершенстве. К каждому человеку следует применять свои методы обучения, уделять столько времени, сколько необходимо. Я наблюдаю за прогрессом каждого и радуюсь успехам своих учеников, – говорит Алексей Метелев.
Автор: Алёна Зудина