В стратегическом резерве железных дорог
Николай Киселёв, Машинист паровоза эксплуатационного локомотивного депо СлюдянкаСегодня он сам уже является наставником. "Николай Савельевич один из самых опытных паровозников в нашем депо, – рассказывает машинист-инструктор Денис Гульков. – Принимает активное участие в обучении молодых машинистов. Показывает, рассказывает, наставляет".
Паровоз – принципиально иная тяговая единица, считает машинист. "Нужно держать в голове массу цифр, различных Награждение заслуженного работника депо состоялось на торжественном собрании в честь Дня машиниста. Пока Николай Киселёв шёл на сцену, в зале не стихали аплодисменты. "За 40 лет надо похлопать!" – крепко пожимая руку, приветствовал его и.о. начальника ВСЖД Евгений Ларин. Хотя на самом деле рабочий стаж Николая Савельевича уже давно перешагнул эту отметку. В июле этого года исполнится уже 43 года с того дня, когда он впервые пришёл в локомотивное депо Улан-Удэ.
Работа на железной дороге для Киселёвых – дело семейное. "У нас целая династия железнодорожников. Дядя работал ревизором, старший брат - машинистом, – рассказывает Николай Савельевич. – Иногда брал меня с собой в кабину электровоза".
Права на управление паровозом Николай Киселёв получил ещё в 1985 году. "Меня отправили в Иркутск, в дорожную школу на девятимесячные курсы. Обучали сразу и на электровоз, и на паровоз, - вспоминает он. В советское время была разнарядка от военкомата на подготовку машинистов паровоза. Считалось, что это стратегический запас".
Тогда же случилась и другая важная встреча. В Иркутске Николай Савельевич познакомился со своей будущей женой. И решил перевестись из Улан-Удэ в Слюдянку, откуда она была родом. Уж очень понравился город на Байкале в окружении сопок Хамар-Дабана.
Здесь и прошли дальнейшие этапы работы. В 2005 году он становится машинистом второго класса, а ещё через два года получает корочки первого класса.
В начале двухтысячных было принято решение о возрождении паровозной тяги на ВСЖД. Стоявшие на приколе "лебедянки" привели в порядок, и они стали возить экскурсионные поезда по Кругобайкальской железной дороге.
Полученные когда-то знания об устройстве и вождении паровоза пришлось обновлять. "Обучали нас ветераны депо, старые паровозники, – вспоминает Николай Киселёв. – Юрий Иванович Черняев вёл теорию. А Владимир Прохорович Митрофанов давал практику, обучал нас вождению, проведению ремонта".
Сначала работа была сезонной. Зимой водили грузовые поезда на электротяге, летом уходили на паровоз. А с 2017 года Николай Киселёв был уже официально оформлен машинистом паровоза.
размеров, – говорит Николай Киселёв. – В электровозе сложно найти неисправность, но легко её устранить. В паровозе, наоборот, неисправность вылезает сразу, а устранить очень тяжело".
Поэтому в ремонте локомотива принимает участие вся бригада. Если на тепловозах и электровозах зачастую машинисты работают в одно лицо, то с паровозом такой номер не пройдёт. Бог троицу любит. И эта троица –машинист, помощник и кочегар – действуют слаженно, как одна команда.
Есть и другие особенности, характерные для работы на Кругобайкалке. Машинисту паровоза приходится постоянно иметь дело не только со сложным устройством паровой машины, но и с любознательными туристами, которые нередко впервые оказываются рядом с огнедышащим гигантом. "Некоторые даже не верят, что это настоящий паровоз, а не муляж. И очень удивляются, когда видят горящую топку, и манометр, показывающий давление пара", – смеётся Николай Савельевич.
За долгие годы работы он не раз поощрялся руководством депо и дороги. В 2017 году был отмечен юбилейным нагрудным знаком "180 лет железным дорогам России", в 2020-м получил знак "Почётный работник Восточно-Сибирской железной дороги".