В стратегическом резерве железных дорог Восточно-Сибирский путь

В стратегическом резерве железных дорог

Николай Киселёв, Машинист паровоза эксплуатационного локомотивного депо Слюдянка

Машинист паровоза эксплуатационного локомотивного депо Слюдянка Николай Киселёв награждён знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет».

Сегодня он сам уже является наставником. "Николай Савельевич один из самых опытных паровозников в нашем депо, – рассказывает машинист-инструктор Денис Гульков. – Принимает активное участие в обучении молодых машинистов. Показывает, рассказывает, наставляет".

Паровоз – принципиально иная тяговая единица, считает машинист. "Нужно держать в голове массу цифр, различных Награждение заслуженного работника депо состоялось на торжественном собрании в честь Дня машиниста. Пока Николай Киселёв шёл на сцену, в зале не стихали аплодисменты. "За 40 лет надо похлопать!" – крепко пожимая руку, приветствовал его и.о. начальника ВСЖД Евгений Ларин. Хотя на самом деле рабочий стаж Николая Савельевича уже давно перешагнул эту отметку. В июле этого года исполнится уже 43 года с того дня, когда он впервые пришёл в локомотивное депо Улан-Удэ.

Работа на железной дороге для Киселёвых – дело семейное. "У нас целая династия железнодорожников. Дядя работал ревизором, старший брат - машинистом, – рассказывает Николай Савельевич. – Иногда брал меня с собой в кабину электровоза".

Права на управление паровозом Николай Киселёв получил ещё в 1985 году. "Меня отправили в Иркутск, в дорожную школу на девятимесячные курсы. Обучали сразу и на электровоз, и на паровоз, - вспоминает он. В советское время была разнарядка от военкомата на подготовку машинистов паровоза. Считалось, что это стратегический запас".

Тогда же случилась и другая важная встреча. В Иркутске Николай Савельевич познакомился со своей будущей женой. И решил перевестись из Улан-Удэ в Слюдянку, откуда она была родом. Уж очень понравился город на Байкале в окружении сопок Хамар-Дабана.

Здесь и прошли дальнейшие этапы работы. В 2005 году он становится машинистом второго класса, а ещё через два года получает корочки первого класса.

В начале двухтысячных было принято решение о возрождении паровозной тяги на ВСЖД. Стоявшие на приколе "лебедянки" привели в порядок, и они стали возить экскурсионные поезда по Кругобайкальской железной дороге.

Полученные когда-то знания об устройстве и вождении паровоза пришлось обновлять. "Обучали нас ветераны депо, старые паровозники, – вспоминает Николай Киселёв. – Юрий Иванович Черняев вёл теорию. А Владимир Прохорович Митрофанов давал практику, обучал нас вождению, проведению ремонта".

Сначала работа была сезонной. Зимой водили грузовые поезда на электротяге, летом уходили на паровоз. А с 2017 года Николай Киселёв был уже официально оформлен машинистом паровоза.

размеров, – говорит Николай Киселёв. – В электровозе сложно найти неисправность, но легко её устранить. В паровозе, наоборот, неисправность вылезает сразу, а устранить очень тяжело".

Поэтому в ремонте локомотива принимает участие вся бригада. Если на тепловозах и электровозах зачастую машинисты работают в одно лицо, то с паровозом такой номер не пройдёт. Бог троицу любит. И эта троица –машинист, помощник и кочегар – действуют слаженно, как одна команда.

Есть и другие особенности, характерные для работы на Кругобайкалке. Машинисту паровоза приходится постоянно иметь дело не только со сложным устройством паровой машины, но и с любознательными туристами, которые нередко впервые оказываются рядом с огнедышащим гигантом. "Некоторые даже не верят, что это настоящий паровоз, а не муляж. И очень удивляются, когда видят горящую топку, и манометр, показывающий давление пара", – смеётся Николай Савельевич.

За долгие годы работы он не раз поощрялся руководством депо и дороги. В 2017 году был отмечен юбилейным нагрудным знаком "180 лет железным дорогам России", в 2020-м получил знак "Почётный работник Восточно-Сибирской железной дороги".

Автор: Сергей Кулыгин