
Профессия проверяет на излом
Михаил Кардашин, машинист эксплуатационного локомотивного депо (ТЧэ) КрасноуфимскПочётными грамотами начальника Горьковской железной дороги награждены работники эксплуатационного локомотивного депо (ТЧэ) Красноуфимск – машинист Михаил Кардашин и его помощник Андрей Лавров. Во время поездки локомотивная бригада выявила излом рельса.
Точно по регламенту
В одной бригаде Михаил и Андрей не так давно – около полугода, с момента, когда начинающего помощника поставили к опытному машинисту. Быстро сработались. Кардашин отмечает исполнительность молодого напарника, его готовность учиться, узнавать новое, интерес к работе.
– Не просто так «катается слева», – говорит он о Лаврове. – И это очень важно. Машинист должен быть уверенным в своём помощнике, в том, что при необходимости сможет на него положиться.
Так и было 7 марта, когда они вели грузовой поезд из Агрыза в Красноуфимск. Позади осталась основная часть маршрута. Всё как обычно.
– На перегоне Трун – Щучье Озеро мы «поймали» жёлтый, потом встали у красного, – вспоминает ту поездку Михаил Кардашин. – Сообщил об этом по рации дежурному по станции. Я знал, что где-то впереди нас идёт поезд. Может, он всё ещё находится на блок-участке? Но я не слышал, чтобы кто-то объявлял о стоянке, как мы это делаем, когда встаём.
Вскоре машиниста вызвал по рации поездной диспетчер. Он сообщил, что до станции Щучье Озеро перегон полностью свободен. Скорее всего, делает вывод Кардашин, где-то впереди нарушена рельсовая цепь, коды АЛС не проходят. Действовали точно по регламенту проезда запрещающего сигнала. Скорость – не более 20 км в час. При этом от бригады требуется предельная бдительность и осторожность.
Как только проехали красный сигнал, на локомотивном светофоре тоже появился красный.
– Как и должно быть, – поясняет машинист.
Под третьим вагоном
Со стороны, наверное, казалось, что поезд ползёт. Бригада выдерживала прежнюю скорость, не больше 20, и осматривала путь. Наконец на локомотивном светофоре сигнал переключился на зелёный. Значит, появилась целая рельсовая цепь. Надо искать разрыв.
– Остановились. Я направил Андрея для осмотра пути. Под третьим вагоном он обнаружил излом левого рельса в сварном стыке с раскрытием 12 мм. Я лично сходил замерил. Ехать без разрешения дорожного мастера уже нельзя, – продолжает рассказ Михаил.
Путейцев пришлось подождать. А когда те прибыли на перегон, дело пошло быстро. Излом находился между тележками цистерны, доступ к рельсу хороший. Под низким вагоном работать было бы сложнее.
Дорожный мастер ещё не успел дописать разрешение на проследование со скоростью 5 км в час, как ему доложили об устранении неисправности. Убедившись, что первоочередные меры приняты, дал разрешение на 25 км в час.
С изломом рельса Михаил Кардашин столкнулся впервые за 19 лет работы в локомотивном депо. Его помощник Андрей Лавров – тем более. Нештатная ситуация обоих проверила на излом: действовать в сложных обстоятельствах готовы оба.
Письмо из детства
Стать машинистом Михаил мечтал с детства – с того самого момента, когда отец, работавший на маневровом тепловозе, взял его как-то с собой. Ездили на станцию Зюрзя, в карьер.
– В первом классе учительница дала нам задание – написать письмо самому себе, в девятый класс. Тогда я писал, что, как папа, буду водить поезда, перевозить машины, другие грузы. На выпускном она нам раздала эти письма. Интересно было читать и понимать, что мечта осталась прежней. Мама была против: она как жена машиниста знала, что это такое. После девятого класса она заставила меня поступить в техникум на электрика. Поступил. Но потом подошёл к отцу и сказал: хочу быть машинистом. Втайне от мамы мы забрали документы из техникума и отнесли в Красноуфимское профессиональное училище № 97, – вспоминает Михаил.
И это был правильный шаг. Сегодня Кардашин – один из лучших машинистов депо.
– Специалист на все руки. Универсал. Занят в грузовом и в хозяйственном движении. Работает на электровозах и тепловозах разных серий на разных маршрутах. Хороший наставник. В одну бригаду с ним ставят начинающих помощников. Доверяют обкатку машинистов. И свои педагогические приёмы у него есть. На совещаниях локомотивных бригад, например, он нередко задаёт вопросы, ответы на которые сам хорошо знает. Но, видимо, ему хочется, чтобы об этом рассказал работникам руководитель. Машинисты, помощники нередко обращаются к нему за советом, – рассказывает заместитель начальника депо Андрей Ведиянцев.
Наставник
Михаил Кардашин никогда не жалел о сделанном выборе. И ему всегда приятно видеть такую же любовь к профессии, целеустремлённость в начинающих машинистах, помощниках.
Обкатал двух машинистов. Один из них, правда, уехал в Красноярск. Но, говорят, работает на локомотиве. А второй, Михаил Куликовский, уже более трёх лет работает в ТЧэ Красноуфимск машинистом. Плохого о нём не слышал, отмечает Кардашин.
Начинающих помощников машинистов могут поставить к любому опытному машинисту. Но нередко через знакомых люди просят, чтобы поставили именно к Кардашину. О своём сегодняшнем помощнике Андрее Лаврове говорит:
– Перспективный. Чётко выполняет свои обязанности, интересуется работой. Буду со временем рекомендовать его на учёбу, а потом на обкатку. Я бы его прямо сейчас начал готовить. Но ему надо ещё стаж наработать. Таков порядок.
– Мне Михаил Александрович нравится и как человек, и как машинист. При разнице в возрасте 17 лет легко находим общий язык. Много рассказывает мне о том, чего я не знал. Мне повезло с наставником. Стараюсь быть на него похожим.
И ещё – оба они, и машинист, и помощник, отдают должное своему машинисту-инструктору, Олегу Томилову:
– Он не даёт нам забывать инструкции, проводит технические занятия, профилактические беседы, индивидуальные беседы с локомотивными бригадами. Спасибо ему большое.