Звезда

Там, за поворотом

Геннадий Кумпяк и Виталий Рязанов, Машинист Южной дирекции скоростного сообщения и помощник машиниста

Отличная реакция и выучка помогли локомотивной бригаде в сложной ситуации избежать столкновения с лежащей на пути опорой контактной сети
и предотвратить чрезвычайную ситуацию.



геннадий кумпяк и виталий рязанов.jpg

Машинист Южной дирекции скоростного сообщения Геннадий Кумпяк (на фото слева) и помощник машиниста Виталий Рязанов 2  апреля на электропоезде «Ласточка» сообщением Туапсе-Пасса­жирская – Аэропорт Сочи выехали из Туапсе в 20.24 и должны были прибыть на конечную станцию в 23.45.

Бригада вела поезд по хорошо знакомому маршруту, у них за плечами – сотни таких поездок. Но машинисты всегда начеку, их так обучили.

– Мы выехали из малой кривой, и тут мощный луч прожектора электрички вырвал из темноты на 1955  км перегона Дагомыс – Сочи лежащую в габарите нашего пути опору, – вспоминает машинист.

Соседний путь был накрыт земляной массой вперемешку с опорами контактной сети и тепловизионными камерами.

До препятствия оставалось со­всем немного. В такой ситуации действовать нужно быстро и решительно. Геннадий Кумпяк немедленно применил экстренное торможение.

– Сход грунта с косогора произошёл буквально перед нами, – поясняет машинист. – Мы ехали по 1 пути, а за 10 минут до нас в этом месте по 2 пути проехал электропоезд, и грунта на рельсах не было.

– Когда мы остановились, я выглянул в окно и увидел, что контактный провод со 2-го пути цепляет кузов «Ласточки» и искрится, сообщил об этом машинисту, – говорит Виталий Рязанов.

Машинист доложил поездному диспетчеру о вынужденной остановке и нарушении габарита пути, а также о необходимости отключить контактную сеть. Тот предупредил о происшествии дежурных ближайших станций и машинистов других поездов, вызвал к месту аварии соответствующие службы.

Как выяснится позже, сход грунта произошёл из-за коммунальной аварии выше по горе. Прорвало городской канализационный коллектор, всю массу вместе с элементами бетонных конструкций вынесло на пути. Повреждения получили контактная опора и две опоры линии продольного энергоснабжения. По­сле того, как электричество было отключено на 1 и 2 пути, помощник пошёл осмотреть электропоезд на предмет повреждений.

– Они оказались незначительными – кабина и первый вагон лишь зацепили консоли опоры, была по­вреждена пластмассовая обшивка, – рассказывает Виталий.

Возможно, более серьёзных по­следствий удалось избежать, потому что электричка ехала со скоростью 60 км/ч.

Приступили к работе аварийные бригады. Энергетики занялись контактным проводом. Путейцы убрали ветки деревьев. Загнули молотками железные консоли лежащей опоры, которые зацепила электричка, чтобы освободить габарит.

Бригада сразу после остановки опросила пассажиров – у кого приобретены билеты на ближайшие рейсы на самолёты. Потом машини­сты связались с дежурным по депо и предупредили, что возможно понадобится подвозить людей в аэропорт, если электричка долго будет стоять на перегоне. Но этого не по­требовалось. Через час было подано напряжение по нечётному пути, по нему временно организовали движение поездов в обоих направлениях. А ещё через полсуток движение поездов было восстановлено по обоим путям участка.

У Геннадия Кумпяка за плечами большой опыт работы. Он потом­ственный машинист – его дед и отец тоже водили поезда. Геннадий трудится на дороге с 2000 года. Осваивал первые «Ласточки» после их появления в 2011 году на СКЖД, обучался в Санкт-Петербурге у немецких специалистов. Четыре года назад Геннадий Кумпяк уже попадал в нестандартную ситуацию. Он тогда работал на «Ласточке» в одно лицо. В тот день был шторм и шквалистый ветер. Машинист вёл электропоезд Адлер – Майкоп. Выехав из кривой, увидел, как навстречу локомотиву летит крыша, сорванная с дома. Она упала на рельсы и контактный провод. А поезд удалось остановить буквально в 50 метрах до неё.

Помощник работает на дороге с 2011 года. 10 лет трудился машини­стом маневрового тепловоза в Туапсинском локомотивном депо. В его практике такой случай впервые.

Руководство дирекции скорост­ного сообщения выступило с ходатайством о поощрении бригады.



Автор: Александр Панченко