Команда без слабого звена
Вячеслав Лопатин, начальник пункта подмены локомотивных бригад (ТЧП) ШахуньяПо ступенькам роста
Железная дорога вошла в его жизнь с детства. Машинистом работал отец. Порой брал 6-7-летнего сына в поездки из Шахуньи в Лянгасово, хоть и не полагалось это. Но ситуация была безвыходная: жена уехала на сессию, бабушки далеко.
После школы Вячеслав окончил железнодорожный техникум по специальности «Эксплуатация и ремонт подвижного состава». Получил распределение в Шахунью. Здесь начинал с помощника машиниста электровоза и прошёл все ступеньки роста.
К 2013 году он уже был машинистом второго класса с правами управления электровозом и тепловозом и с солидным опытом работы в маневровом и грузовом движении. Руководство стало доверять ему исполнение обязанностей машиниста-инструктора грузового движения – на время отпусков. А потом – назначение на эту должность.
– Переход на неё не был сложным. Хотел работать инструктором, как в своё время и мой отец, – признаётся Вячеслав Лопатин. – 70 человек в колонне. Важно, чтобы они чувствовали себя единым коллективом. Понимали свои задачи по выполнению показателей, обеспечению безопасности движения поездов. Осознавали значение технической учёбы, которую я с ними проводил. Но вместе с тем бригадам хочется видеть в машинисте-инструкторе человека, к которому можно обратиться за советом и который не оставит тебя наедине с проблемами, рабочими и житейскими.
Лицом к лицу
Тех же принципов придерживается Лопатин и на посту начальника пункта подмены локомотивных бригад. Назначение на эту должность состоялось в год его поступления в железнодорожный вуз. Здесь уже пришлось потруднее. За начальника ТЧП Лопатин прежде не оставался никогда. Многого не знал. Весь функционал осваивал в ходе работы. К тому же и в коллективе произошло обновление: новый – пришедший вместо него – машинист-инструктор, инженер, старший нарядчик. Приходилось и самому учиться, и в то же время им помогать. А требования к каждому работнику традиционные для железных дорог: профессионализм и дисциплина.
– Исходя из этого, собрал команду, за которую могу поручиться. Уезжаю в командировку –
знаю, что здесь всё будет в порядке. Это касается инструкторов, и нарядчиков, и инженеров отдела кадров, и, само собой, локомотивных бригад. В моей команде слабого звена на данный момент нет, – говорит Вячеслав Лопатин.
Он не устаёт напоминать подчинённым о необходимости повышать уровень знаний. Ему самому всегда нравилась возможность учиться. Например, в РАПС – Российской академии путей сообщения. Сейчас, правда, система обучения заметно трансформировалась, больше используются дистанционные формы.
– Считаю, что очень важно, когда ты лицом к лицу с преподавателем. И материал усваивается лучше, и уровень лектора понятен сразу – действительно перед тобой человек, который «в теме», или он просто за два часа до занятия изучил конспект, – высказывает своё мнение мой собеседник.
На работе старается общаться с людьми лично, не переводя это в дистанционный формат. По телефону можно обмануть, а когда глаза в глаза – ложь заметнее.
Главное – дисциплина
По-прежнему первостепенное внимание – локомотивным бригадам. В коллективе подменного пункта 230 человек, 203 из них – это машинисты и помощники.
Шахунские бригады отличают трудолюбие, исполнительность а также главное, что является основой безаварийной работы, – дисциплина, отмечает руководитель ТЧП. В производственной статистике подменного пункта нет отказов технических средств, событий – сходов, проездов запрещающего сигнала, других грубых нарушений.
В дороге всякое случается. У самого Лопатина, когда работал на локомотиве, серьёзных нештатных ситуаций не было. Топливопровод на тепловозе давал трещину, электровоз в рейсе ломался – проблемы решали в рабочем порядке. Но один случай запомнился на всю жизнь. Тогда Вячеслав Лопатин только начинал как помощник машиниста. Бригада вела чётный поезд. На станции Линда в весенних сумерках увидели лежащего в колее человека. Экстренное торможение! Но остановились, уже проехав это место. Идти проверять – помощнику. Думал, от человека ничего не осталось. Что в душе творилось… Тело обнаружилось под одним из вагонов. Вместе с подоспевшим на помощь составителем стали вытягивать его из колеи – «тело» разразилось отборным матом. В тот момент и злость была на мертвецки пьяного мужичка, и от сердца отлегло. Так что Лопатин как никто понимает бригады, оказавшиеся в подобных ситуациях.
Не раз работники бригад поощрялись за проявленную бдительность и профессионализм, за самоотверженность. В прошлом году машинист Юрий Смирнов и его помощник Денис Клюжев тушили пожар недалеко от посадочной платформы Кеза: там загорелся деревянный настил пешеходного перехода. Машинист электровоза Дмитрий Бобров и помощник машиниста Сергей Мигачёв предотвратили наезд на женщину с ребёнком на станции Толоконцево. Лет десять назад машинист Евгений Московкин со своим помощником ликвидировал возгорание в электровозе: в составе поезда были газовые цистерны. Машинисты Алексей Сорокин, Сергей Аганин недавно обнаружили неисправные вагоны в составе поездов.
От поколения к поколению
Вячеслав Лопатин высоко оценивает своих работников как профессионалов. Андрей Цветков имеет права управления тепловозом, электровозом и даже паровозом: работает с ретро-поездом. В числе «паровозников» также Александр Плотников, Денис Макаров, Сергей Лебедев.
Недавно в Шахунье проводился День ОАО «РЖД». Задача была – привлечь людей на железнодорожные предприятия. Акция дала результат. Молодых ребят заинтересовала профессия помощника машиниста. Двадцать человек уже обучаются за счёт дирекции тяги. После окончания курсов дирекция гарантирует 100-процентное трудоустройство. Дальнейшая их железнодорожная судьба во многом зависит от коллектива.
– Мне коллектив наш нравится. Добиваемся, чтобы было уважение молодёжи к «старослужащим», а опытные работники – чтобы воспитывали новое поколение, – говорит Вячеслав Лопатин.