Команда без слабого звена Волжская магистраль

Команда без слабого звена

Вячеслав Лопатин, начальник пункта подмены локомотивных бригад (ТЧП) Шахунья

Почётным знаком «За безопасность движения на Горьковской железной дороге» награждён начальник пункта подмены локомотивных бригад (ТЧП) Шахунья Вячеслав Лопатин. Так отмечен его добросовестный труд, профессионализм и образцовое исполнение обязанностей.

По ступенькам роста

Железная дорога вошла в его жизнь с детства. Машинистом работал отец. Порой брал 6-7-летнего сына в поездки из Шахуньи в Лянгасово, хоть и не полагалось это. Но ситуация была безвыходная: жена уехала на сессию, бабушки далеко.

После школы Вячеслав окончил железнодорожный техникум по специальности «Эксплуатация и ремонт подвижного состава». Получил распределение в Шахунью. Здесь начинал с помощника машиниста электровоза и прошёл все ступеньки роста.
К 2013 году он уже был машинистом второго класса с правами управления электровозом и тепловозом и с солидным опытом работы в маневровом и грузовом движении. Руководство стало доверять ему исполнение обязанностей машиниста-инструктора грузового движения – на время отпусков. А потом – назначение на эту должность.

– Переход на неё не был сложным. Хотел работать инструктором, как в своё время и мой отец, – признаётся Вячеслав Лопатин. – 70 человек в колонне. Важно, чтобы они чувствовали себя единым коллективом. Понимали свои задачи по выполнению показателей, обеспечению безопасности движения поездов. Осознавали значение технической учёбы, которую я с ними проводил. Но вместе с тем бригадам хочется видеть в машинисте-инструкторе человека, к которому можно обратиться за советом и который не оставит тебя наедине с проблемами, рабочими и житейскими.

 

Лицом к лицу

Тех же принципов придерживается Лопатин и на посту начальника пункта подмены локомотивных бригад. Назначение на эту должность состоялось в год его поступления в железнодорожный вуз. Здесь уже пришлось потруднее. За начальника ТЧП Лопатин прежде не оставался никогда. Многого не знал. Весь функционал осваивал в ходе работы. К тому же и в коллективе произошло обновление: новый – пришедший вместо него – машинист-инструктор, инженер, старший нарядчик. Приходилось и самому учиться, и в то же время им помогать. А требования к каждому работнику традиционные для железных дорог: профессионализм и дисциплина.

– Исходя из этого, собрал команду, за которую могу поручиться. Уезжаю в командировку –
знаю, что здесь всё будет в порядке. Это касается инструкторов, и нарядчиков, и инженеров отдела кадров, и, само собой, локомотивных бригад. В моей команде слабого звена на данный момент нет, – говорит Вячеслав Лопатин.

Он не устаёт напоминать подчинённым о необходимости повышать уровень знаний. Ему самому всегда нравилась возможность учиться. Например, в РАПС – Российской академии путей сообщения. Сейчас, правда, система обучения заметно трансформировалась, больше используются дистанционные формы.

– Считаю, что очень важно, когда ты лицом к лицу с преподавателем. И материал усваивается лучше, и уровень лектора понятен сразу – действительно перед тобой человек, который «в теме», или он просто за два часа до занятия изучил конспект, – высказывает своё мнение мой собеседник.

На работе старается общаться с людьми лично, не переводя это в дистанционный формат. По телефону можно обмануть, а когда глаза в глаза – ложь заметнее.

 

Главное – дисциплина

По-прежнему первостепенное внимание – локомотивным бригадам. В коллективе подменного пункта 230 человек, 203 из них – это машинисты и помощники.

Шахунские бригады отличают трудолюбие, исполнительность а также главное, что является основой безаварийной работы, – дисциплина, отмечает руководитель ТЧП. В производственной статистике подменного пункта нет отказов технических средств, событий – сходов, проездов запрещающего сигнала, других грубых нарушений.

В дороге всякое случается. У самого Лопатина, когда работал на локомотиве, серьёзных нештатных ситуаций не было. Топливопровод на тепловозе давал трещину, электровоз в рейсе ломался – проблемы решали в рабочем порядке. Но один случай запомнился на всю жизнь. Тогда Вячеслав Лопатин только начинал как помощник машиниста. Бригада вела чётный поезд. На станции Линда в весенних сумерках увидели лежащего в колее человека. Экстренное торможение! Но остановились, уже проехав это место. Идти проверять – помощнику. Думал, от человека ничего не осталось. Что в душе творилось… Тело обнаружилось под одним из вагонов. Вместе с подоспевшим на помощь составителем стали вытягивать его из колеи – «тело» разразилось отборным матом. В тот момент и злость была на мертвецки пьяного мужичка, и от сердца отлегло. Так что Лопатин как никто понимает бригады, оказавшиеся в подобных ситуациях.

Не раз работники бригад поощрялись за проявленную бдительность и профессионализм, за самоотверженность. В прошлом году машинист Юрий Смирнов и его помощник Денис Клюжев тушили пожар недалеко от посадочной платформы Кеза: там загорелся деревянный настил пешеходного перехода. Машинист электровоза Дмитрий Бобров и помощник машиниста Сергей Мигачёв предотвратили наезд на женщину с ребёнком на станции Толоконцево. Лет десять назад машинист Евгений Московкин со своим помощником ликвидировал возгорание в электровозе: в составе поезда были газовые цистерны. Машинисты Алексей Сорокин, Сергей Аганин недавно обнаружили неисправные вагоны в составе поездов.

 

От поколения к поколению

Вячеслав Лопатин высоко оценивает своих работников как профессионалов. Андрей Цветков имеет права управления тепловозом, электровозом и даже паровозом: работает с ретро-поездом. В числе «паровозников» также Александр Плотников, Денис Макаров, Сергей Лебедев.

Недавно в Шахунье проводился День ОАО «РЖД». Задача была – привлечь людей на железнодорожные предприятия. Акция дала результат. Молодых ребят заинтересовала профессия помощника машиниста. Двадцать человек уже обучаются за счёт дирекции тяги. После окончания курсов дирекция гарантирует 100-процентное трудоустройство. Дальнейшая их железнодорожная судьба во многом зависит от коллектива.

– Мне коллектив наш нравится. Добиваемся, чтобы было уважение молодёжи к «старослужащим», а опытные работники – чтобы воспитывали новое поколение, – говорит Вячеслав Лопатин.

Автор: Марина Галкина