
В метрах от трагедии
Арби Усманов, Машинист эксплуатационного локомотивного депо АстраханьАрби должен был вести грузовой состав от Астрахани-2 до Артезиана 9 ноября 2023 года. Согласно подготовленному маршруту со станции Астрахань-2 поезд отправился на станцию Астрахань-1, чтобы далее следовать на станцию Кутум. На 428 км 5 пк Усманову предстояло разогнать состав до 40 км/ч для проверки тормозов.
«Проезжая станцию Астрахань-1, я стал увеличивать тягу, набирать скорость. Впереди была кривая, плавно уходящая вправо. В начале кривой я заметил человека. Он был повёрнут ко мне спиной. Из-за большого расстояния я не мог определить, находился ли он на пути. Стал подавать звуковые сигналы. Реакции не последовало. По мере приближения разглядел, что пожилой мужчина идёт по торцам шпал, находясь на краю пути. В ту же секунду применил экстренное торможение с одновременной подачей песка под колёсные пары для большей эффективности. Мужчина обернулся. Я надеялся, что он отойдёт, но тот стоял и смотрел на приближающийся поезд», – вспоминает Арби Усманов.
Казалось, трагедии не миновать. Когда до пенсионера оставалось 25–30 метров, он начал очень медленно уходить в сторону. После полной остановки состава Арби выглянул в окно и увидел, что мужчина сидит на соседнем пути. Отправив к нему помощника, машинист стал докладывать о произошедшем всем причастным.
«Локомотивные бригады депо отрабатывают нестандартные ситуации на тренажёре. Учесть всё, конечно, невозможно, но машинисты знают алгоритм действий. Это помогает им принимать правильное решение», – отмечает заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Астрахань Павел Смелый.
На Едином дне машиниста 29 марта Арби Усманову вручили благодарственное письмо начальника Приволжской дороги. Герой публикации признаётся: для него это значимое событие и подтверждение того, что не зря преодолел столько преград на пути к работе мечты.
«Я всегда хотел водить поезда. После школы окончил профессиональное училище № 8 в Гудермесе. В 2010 году приехал в Астрахань и обратился в эксплуатационное локомотивное депо, но тогда меня не трудоустроили из-за отсутствия военного билета. Отправился домой, в Калмыкию, на станцию Белое Озеро. Работал монтёром пути. В 2013 году меня призвали в армию. После службы командование части предлагало заключить контракт, но я рвался к тепловозам. Правда, и вторая попытка устроиться на предприятие в 2014-м закончилась неудачно: не было вакантных мест. Вернулся в дистанцию пути, где позже стал дорожным мастером. И наконец в 2018 году моя настойчивость была вознаграждена: я начал работать в астраханском локомотивном депо», – говорит машинист.
Арби Усманов – общественный инспектор по безопасности движения поездов. Для предотвращения ЧП он также снимает видеоролики, где рассказывает, чем чревата беспечность вблизи объектов железнодорожного транспорта. Посмотреть их можно в телеграм-канале и соцсетях машиниста.