
Зоркий глаз осмотрщика
Евгений Лепанов, Осмотрщик-ремонтник вагонов ПТО Данилов эксплуатационного вагонного депо Ярославль-ГлавныйПри выполнении полного опробования тормозов в грузовом поезде осмотрщик-ремонтник вагонов ПТО Данилов эксплуатационного вагонного депо Ярославль-Главный Евгений Лепанов визуально по деформации смотровой крышки выявил 17 мая разрушение торцевого крепления буксового узла.
Порожний состав прибыл на 13-й путь нечётного парка станции Данилов. После смены локомотива и полного опробования тормозов поезд должен был отправиться далее, в сторону Ярославля.
– Полную пробу тормозов мы проводим вдвоём: один с головы поезда, второй – с хвоста. В ту смену моя очередь была с хвоста, – уточняет Евгений Лепанов.
После того как осмотрщик-ремонтник вагонов выполнил все необходимые операции, он, как говорят вагонники, пошёл по тормозам: отправился вдоль поезда, чтобы проверить отпуск тормозов у каждого вагона. У восьмого вагона, если считать с хвоста состава, он и увидел неисправность.
– Эта букса мне сразу в глаза бросилась, мимо неё не пройдёшь, – вспоминает Лепанов подробности обнаружения дефекта. – Отверстие в смотровой крышке большое. Уже когда я начал осматривать буксу, увидел, что сдвиг корпуса составляет один сантиметр.
Евгений сообщил старшему смены о неисправности, и когда они вместе вскрыли смотровую крышку буксы, оказалось, что торцевое крепление полностью разрушено, даже гайка сломана.
– Старший как раз со мной в паре работал. Я ему говорю: «Надо полную пробу прекращать. Какой смысл её без отцепки делать?», – рассказывает наш герой.
Вагон отцепили и отправили в ремонт, а осмотрщики-ремонтники вагонов (автоматчики) заново провели полное опробование тормозов.
То самое разрушение торцевого крепления буксового узла, о котором идёт речь, должна была выявить система автоматического контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава (КТСМ). Но букса не нагрелась, и аварийный вагон проследовал в ПТО. И тут уже всё зависело от внимательности и зоркого взгляда опытного осмотрщика-ремонтника вагонов.
– Недавно точно также при пробе тормозов дефект выявил Сергей Лашичев, – комментирует ситуацию Евгений. – И в его, и в моём случае букса оставалась холодной, и поезд проследовал без предупреждающих показаний системы автоматического контроля. Но у нас вот получилось заметить неисправность...
По его словам, первоочередная задача осмотрщиков даниловского ПТО – это именно опробование тормозов. Поезда здесь в основном транзитные. Бывают и своего формирования, но их мало. Хотя и по опробованию тормозов работы хватает. В среднем в смену прибывает порядка 50 грузовых составов. Порой такая запарка, признаётся собеседник, что только успевай! Особенно нелегко вагонникам работать в жару и ночью, когда внимательность и бдительность требуются от них максимальные.
На Северной дороге Евгений Лепанов трудится с 1992 года. Пришёл сюда сразу после армии. С работой тогда было нелегко, а Данилов – крупный железнодорожный узел, вот магистраль и стала кормилицей для многих жителей города.
– Я даже в детский сад ходил железнодорожный, – с улыбкой рассказывает Евгений. – Выучился поначалу на помощника машиниста, но по зрению не прошёл комиссию. А в вагонном хозяйстве прижился.
Путёвку в жизнь ему дал Станислав Урулин. Для даниловских железнодорожников бывший начальник ПТО – человек-легенда, о нём Лепанов вспоминает с большой теплотой. 32 года назад начинающий осмотрщик-ремонтник вагонов месяц набирался знаний под руководством наставника, в ремонтном тупике изучал устройство вагона. А потом начальник ПТО повёз Евгения и ещё двоих новичков в Ярославль сдавать экзамены.
– Из нас троих экзамен я тогда сдал один, – говорит Евгений Лепанов. – Около года работал просто осмотрщиком-ремонтником вагонов. Потом стал автоматчиком и вот уже 30 лет выполняю опробование тормозов, чтобы обеспечивать безопасность движения на стальной магистрали.