
Музыка рельсов без фальшивых нот
Владимир Петько, Монтёр пути Вологодской дистанции путиМонтёр пути Владимир Петько, отработавший в Вологодской дистанции пути более 40 лет, уходит 1 июля на заслуженный отдых.
Его родители трудились в той же дистанции, причём тоже монтёрами пути. Мама посоветовала Володе, вернувшемуся из армии, попробовать себя дефектоскопистом, дескать, более «интеллигентная» специальность. Работа оператора дефектоскопной тележки Владимиру сразу понравилась. Да так, что он отходил по путям с тележкой ровно 30 лет. А потом всё-таки и монтёром успел поработать, как когда-то отец с матерью.
– Каждый выявленный дефект рельса радовал, был для меня, как праздник, – вспоминает без пяти минут пенсионер. – Бывало, дефектоскоп его не берёт. А я всё равно находил, даже сам удивлялся. Это уже профессиональная интуиция. И ещё меня музыкальный слух выручал, помогал отличить глухой сигнал в наушниках от звонкого. Там есть такие нюансы, изменения, протяжки звука, которые очень трудно уловить. Но лишь по ним зачастую можно было определить, например, дефект болтового отверстия в зоне рельсового стыка. Абсолютный слух у меня, видимо, от отца-гармониста. Кстати, я и сам до сих пор играю на акустической гитаре и пою.
Слух у Владимира Петько настолько чуткий, что он иногда сам его боится. Слышит то, чего не слышат другие. К примеру, говорит, веду машину, и в ней что-то бренчит. Никто из пассажиров не улавливает, а я – да. И прав всегда я оказываюсь.
Слушая 30 лет чутким ухом музыку рельсов, Владимир выявил тысячи дефектов, в том числе острых. Изломы находил. Поезда останавливал. Предотвращал сходы и крушения. Не зря у него в «объективке» благодарности от руководства и знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет». А в 2002 году труд вологодского путейца отметило Министерство путей сообщения знаком «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте».
– В монтёры пути я перешёл в 2013 году – давно хотел поработать на родительской должности, – говорит Петько. – К тому же труд дефектоскописта требует большого психического напряжения, ответственность-то огромная, причём индивидуальная. С возрастом, признаюсь, мне стало тяжело тянуть эту лямку. Поэтому и заканчиваю трудовой путь простым монтёром.
Искусству прослушки рельсов Владимир Петрович обучил десятки молодых коллег, которые сейчас продолжают его дело. Многие из них уже сами стали наставниками, передают молодёжи знания и приёмы, полученные от оператора-виртуоза.
На пенсии путеец скучать не станет. У него пятеро внуков в диапазоне от двух до семнадцати лет – теперь можно будет с ними вволю понянчиться. Опять же – рыбалка, к которой у вологжанина давняя страсть, унаследованная от отца. Джиговая ловля хищников по ямам – его любимый отдых. Как-то раз он поймал даже рыбака, провалившегося весной под лёд: расправил складной ледобур и вытащил им тонувшего бедолагу. Наконец, музыка.
– Меня уже пригласили ритм-гитаристом в довольно известную в Вологде группу «Россы», основанную в начале семидесятых годов, сегодня была первая репетиция, – делится Владимир. – Репертуар – авторские песни плюс Рубцов, Есенин, Высоцкий. Да я и сам люблю попеть под гитару шансон. Нет, не блатной. Жизненный.