И хохломой распишет, и от беды убережёт
Елена Гришанова, дежурный по переезду Шахунской дистанции путиЛето. Зной. Разгар дня. Минуя переезд 526 км, недалеко от станции Керженец, следует грузовой в направлении Нижнего Новгорода. Дежурная по переезду Елена Гришанова встречает состав на своём посту. С веранды – первый путь как на ладони. Вот из кривой показалась голова поезда, а за ней крытые вагоны, цистерны, платформы… Следуя привычному порядку, дежурная по переезду сосредоточенно всматривается в проходящий состав. Всё ли в порядке с ходовой частью, автосцепкой, платформами, грузом. И даже мерный стук колёс о рельсы не должен нарушаться посторонним скрежетом и металлическим боем. Но вдруг – дым. Очередной порожний вагон-платформа будто затянут белёсым мутным облаком. Дым тянулся высоко вверх и порядком застилал платформу. Вот только сложно определить источник. Может, возгорание буксового узла? Медлить нельзя. «Машинист нечётного поезда, в составе задымление», – сообщила Елена по рации. И уже на станции он остановился. Даже издали было видно, как дым обволакивает вагон.
Потом Елена узнает, что дело было не в буксе. Из-за жары затлел деревянный настил пола платформы. Тление могло перерасти и в полноценный пожар. Но внимательность дежурной по переезду помогла избежать ущерба и, возможно, даже жертв.
Дорожный мастер Шахунской дистанции пути Сергей Румянцев не удивляется успехам Гришановой:
– Она ответственный человек, ко всему подходит с душой. Не раз уже доводилось её премировать за хорошую работу. К тому же наши работники регулярно проходят обучение. Занимаются в системе дистанционного обучения и участвуют в мастер-классах с работниками вагонного хозяйства, где дежурным рассказывают о встречающихся неисправностях вагона. Елена Гришанова ничего не пропускает. И вообще неравнодушный человек. Всегда сообщит, если что-то поможет улучшить условия работы. Например, нужно приобрести какой-то инструмент для обслуживания устройств и оборудования на переезде или вентилятор на пост.
Нам же Елена признаётся:
– Люблю свою работу. Да и приятно, что руководители поощряют, благодарят. Есть желание совершенствоваться и делать всё на отлично.
А когда-то она была художником. И не просто живописцем и творцом, а мастером народных художественных промыслов. Работая на фабрике хохломской росписи в Семёнове, украшала старинными узорами и орнаментами любые предметы из дерева – мебель и посуду.
Но после декретного отпуска в 2008 году подруга позвала на железную дорогу. Она трудилась сигналистом в Горький-Московской дистанции пути. Елена неожиданно для себя согласилась. Вместе девушки сопровождали дефектоскопную тележку, и здесь Гришанова выработала привычку быть предельно внимательной. А потом ей предложили выучиться на дежурную по переезду.
Ориентироваться в профессиональных обозначениях, показаниях светофоров и тому подобном смогла без труда, втянулась быстро. Свой путь в новой должности Гришанова начала на переезде в посёлке Рекшино. Наставник Ирина Хомутова всегда была рядом, подсказывала и направляла. Так что знания у Елены сформировались крепкие. И, работая на другом переезде, она справляется ничуть не хуже.
Здесь рядом с 526 км есть станция, а значит, действуют стрелочные переводы и достаточно интенсивное движение. Через Керженец ходят и маневровые локомотивы, грузовые и пассажирские поезда. Относительно недавно в направлении Кирова пошла скоростная электричка. Автомобильная же дорога ведёт поток машин из Семёнова. В направлении лагеря «Юный нижегородец» то и дело едут рабочие, снуют легковушки, грузовики и автобусы. Словом, движение заметное. Нарушают ли водители?
– Бывает, – рассказывает Елена Гришанова. – Включилась сигнализация, грузовой на подходе, а лихач несётся под опускающимся шлагбаумом. Держу кнопку, чтобы хотя бы не застрял на переезде. Ругаюсь, конечно. А что делать! Для таких смелых у нас на переезде установлены камеры наблюдения. Беседуем, памятки раздаём. В общем, наблюдаем не только за поездами, но и за автомобилями.
Кстати, за восемь лет работы дежурной по переезду Елена уже трижды находила неисправности в составах, которые угрожают безопасности движения.
Однажды во время ночного дежурства, например, заметила волочение подвески платформы. А как-то зимой – отвалившуюся и качающуюся деталь под рамой вагона. С наскока такое не определишь, здесь нужен опыт и острое зрение. Выручает глаз художника, привыкший к точности. Благородное применение уникальных навыков, не спорю. Но всё же творческое начало не должно оставаться в тени.
– Вот если бы мне предложили расписать хохломой вагон или локомотив, я бы, пожалуй, согласилась, – отвечает на мой вопрос Елена.