
Видит ось насквозь
Любовь Макарова, Дефектоскопист эксплуатационного вагонного депо СеверобайкальскДефектоскопист эксплуатационного вагонного депо Северобайкальск Любовь Макарова при проведении неразрушающего контроля в колёсно-роликовом участке на станции Киренга сумела выявить опасный дефект – трещину колёсной пары.
Маленькая, едва различимая глазом волнистая линия в месте перехода от шейки оси к предподступичной части. Так выглядит дефект, который мог грозить самыми печальными последствиями – изломом оси колёсной пары и последующим сходом подвижного состава. Но молодой специалист Любовь Макарова, всего полтора года назад приступившая к работе в колёсно-роликовом цехе на станции Киренга, смогла вовремя выявить неисправность. Сначала визуально, а затем и подтвердить с помощью магнитопорошкового дефектоскопа.
"Составили протокол, зафиксировали номер оси, год, производителя, – описывает Любовь Юрьевна дальнейшие действия. – Затем описали дефект, указали координаты. После чего отправили ось в изолятор для брака".
На железную дорогу она пришла не сразу. "После 11 класса пошла учиться на медика, но быстро поняла, что это не моё, – рассказывает она. – Мне предложили работу дефектоскописта в колёсно-роликовом цехе на станции Киренга. Почитала об этой профессии в Интернете, мне понравилось, решила попробовать".
Участок неразрушающего контроля – сравнительно небольшое подразделение эксплуатационного вагонного депо Северобайкальск. В штате всего семь человек. Работники участка занимаются исключительно контролем колёсных пар, поступающих для проведения текущего и среднего ремонта. Ежедневно выпускает на линию 18 колёсных пар по станции Киренга и ещё пять-шесть по станции Таксимо.
Чтобы дефектоскопист мог выявлять трещины в литых деталях колёсных пар, он должен уметь пользоваться средствами неразрушающего контроля, читать технологические и настроечные карты, настраивать и проверять работоспособность дефектоскопов, в конце концов – знать основы физики. Для этого приходится постоянно повышать свою квалификацию. В конце июня Любовь Макарова прошла сертификацию по магнитному виду неразрушающего контроля объектов железнодорожного транспорта с присвоением II уровня по магнитному методу в Сибирском госуниверситете путей сообщения.
Но теоретических знаний мало, нужна практическая подготовка. В этом плане Любови Макаровой повезло: свою работу она начинала под руководством опытных коллег – таких, как бригадир неразрушающего контроля Рамиль Шарафиев и дефектоскопист Ольга Костылева, на счету которых значительное количество выявленных трещин в деталях колёсных пар.
Про молодую сотрудницу Ольга Костылева говорит так: "Очень ответственная, добросовестно исполняет свои должностные обязанности. Она ещё только набирается опыта, вроде пока получается. Но ей ещё предстоит много учиться".
Как раз сейчас Любовь Макарова снова находится в Новосибирске, где повышает свой профессиональный уровень. "У нас три метода контроля – это магнитопорошковый, ультразвуковой и вихретоковый, – объясняет Ольга Костылёва. – Пока она прошла только первую ступень – магнитопорошковый контроль. Сейчас изучает вихретоковый метод, затем ей предстоит освоить ультразвук. Только тогда она уже сможет полноценно проводить контроль всей колёсной паре. Пока же она занимается только проверкой осей".