А там искры из-под колёс
Анжелика Баяновская, дежурная по переездуАнжелика Баяновская трудится дежурным по переезду уже десять лет. 31 августа она, как обычно, заступила в ночную смену. Переезд – напряжённый, в сутки здесь проходит порядка 24 тыс. автомобилей, не стихает движение и ночью. В этот раз в целом дежурство было спокойное – поток автомобилей тянулся своим чередом.
– Около половины второго ночи через переезд шёл грузовой поезд, – вспоминает она. – При проследовании состава в тёмное время суток, после того как проехал локомотив, я всегда включаю прожектор и осматриваю проходящие вагоны на случай каких-либо неполадок. В эту ночь я ещё за несколько десятков метров увидела, что из-под одного вагона бьют искры. Причём они шли как бы по кругу, значит, искрило не при соприкосновении колеса с рельсом. Когда искрящийся вагон подъехал ближе, почувствовала очень сильный запах горелой резины.
Анжелика сразу связалась по рации с машинистом и сообщила ему о проблеме. Следом она доложила информацию дежурному по станции и диспетчеру Старотитаровской дистанции пути, назвав последние цифры искрящего вагона. После получения информации о нестандартной ситуации от дежурного по переезду, поезд был остановлен на станции Старотитаровская. Проведённый осмотр вагонов выявил на одном из них разрушение буксы, что практически гарантировано привело бы к сходу, если бы опасность была бы вовремя не замечена бдительной дежурной.
Буксовый узел имеет большое значение в вагонном оборудовании. Буксы представляют собой стальные корпуса, в которых размещаются подшипники и смазочные материалы. Через буксы на колёсные пары передаётся вертикальная нагрузка от веса локомотива, а от колёсных пар на рамы тележек – усилия тяги, торможения и боковые горизонтальные силы. На вагонах буксы обеспечивают передачу нагрузки от кузова и находящегося в нём груза через подшипники на шейки оси колёсной пары. Букса ограничивает перемещение рамы тележки локомотива или вагона относительно колёсной пары, предотвращает попадание посторонних предметов в буксовые подшипники, обеспечивает соединение колёсных пар с рамой тележки. Ведь неисправность в буксе может в любой момент привести к разрушению всей вагонной тележки и сходу поезда.
По мнению начальника Старотитаровской дистанции пути Сергея Пилюгина, своими оперативными квалифицированными действиями дежурный по переезду предотвратила аварийную ситуацию на железной магистрали и заслуживает поощрения.
По словам Баяновской, в подобной ситуации за время своей работы она оказалась впервые.
– Основные вопросы дежурного по переезду – это соблюдение водителями правил проезда, – говорит она. – Зачастую люди пытаются проскочить на красный свет, и даже под опускающийся шлагбаум. Бывают проблемы и с пешеходами, которые в спешке чуть ли не под поезд бросаются. Останавливаю таких и доходчиво объясняю, что жизнь и здоровье дороже выигранной минуты.
На железную дорогу Анжелика пришла по совету супруга, который трудится мастером пути, и о принятом десять лет назад решении ни разу не пожалела. Свободное время она уделяет творчеству – мастерит ватные игрушки. Причём это работы такого уровня, что участвуют в различных конкурсах и пользуются большой популярностью.