Не болит голова у руководства, если на смене Сергей Леденев
Сергей Леденев, Оператор по обслуживанию и ремонту вагонов эксплуатационного вагонного депо Иркутск-СортировочныйУ Сергея Петровича – образцовая анкета обычного советского человека. Родился 22 мая 1961-го, через месяц после полёта Гагарина. Воспитывался в многодетной семье. Отец, Пётр Павлович, – фронтовик, прошёл всю войну от Воронежа до Берлина. Мама, Александра Васильевна, домохозяйка, вырастила восемь детей, была удостоена звания «Мать-героиня».
В олимпийском 1980-м окончил Воронежский электромеханический техникум по специальности «механик рефрижераторного поезда». По распределению приехал в Иркутск. Через три месяца был призван в ряды Вооружённых Сил. Службу проходил сначала в учебке в Чите, потом на станции Даурия, в 21-м гвардейском танковом полку. Командир танка, уволился в запас в звании старшего сержанта.
Вернулся в депо, дальнейшие 13 лет жизни практически провёл в рефрижераторных поездах.
«Объездил весь Союз. Армения, Грузия, республики Прибалтики... Не был только в Крыму и на Сахалине», – рассказывает Сергей Петрович.
Обычно поездки у бригады рефрижераторной секции длились 45 дней. Но были и более длительные командировки. Однажды он провёл в пути 180 суток – почти полгода!
В конце восьмидесятых перевозки в вагонах ИПС били рекорды. Парк рефрижераторов только в вагонном депо Иркутск-Сортировочный насчитывал до 300 штук, а численность персонала составляла две тысячи человек. Но после распада Союза эффективность перевозок, которые раньше субсидировались государством, резко упала, парк рефрижераторов стремительно старел, а производство новых вагонов-холодильников прекратилось. В 1996 году рефрижераторный цех в Иркутске-Сортировочном был расформирован.
Да и на личном фронте у Сергея Петровича произошли перемены. Он женился, появилась дочь, пришла пора начать оседлый образ жизни. Так в его трудовой книжке появилась запись «оператор по обслуживанию и ремонту вагонов».
«Главная моя задача, как и у каждого железнодорожника, – обеспечение безопасности движения поездов», – говорит Сергей Леденев. Работы у операторов хватает, особенно ночью. «В ЦУПе сидит сменный инженер, мы постоянно находимся с ним на связи. Если происходит какая-то задержка, он мне звонит: «В Северобайкальске остановка поезда по срабатыванию КТСМ». Я начинаю разбираться, вызываю депо Северобайкальск, собираю данные по вагону и по людям, которые его обрабатывали», – объясняет оператор.
Утром вся информация ложится на стол руководству службы вагонного хозяйства и Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры. По специальным каналам связи доводится и до руководства управления вагонного хозяйства ЦДИ в Москве.Работа ответственная и непростая, но, когда на смене находится Сергей Петрович, у руководства голова не болит.
«Сергей Петрович – очень ответственный, надёжный работник с богатейшим опытом, – говорит о нём начальник отдела эксплуатации службы «В» Анатолий Фролов. – Он взаимодействует с вагонными депо, с дежурными, с операторами. Проводит расследование отказов технических средств, событий. Пласт работы очень большой и важный».
В семье у Сергея Петровича – все железнодорожники. Жена Елена Борисовна – ведущий специалист по охране труда в дирекции снабжения. Дочь Анастасия работает на главном материальном складе, сейчас находится в отпуске по уходу за ребёнком (первым внуком Сергея Петровича). Сын Александр, получив железнодорожное образование, 13 лет отработал в управлении МЧС, но сейчас вернулся на железную дорогу.
«Считаю, жизнь удалась», – улыбается Сергей Петрович.
Про таких, как он, говорят: человек на своём месте. А сам Сергей Петрович всё же скучает о тех беспокойных временах, когда мотался по всей огромной стране на рефрижераторных поездах.
Фото: личный архив