Спасал жизни, рискуя собой Волжская магистраль

Спасал жизни, рискуя собой

Назир Абдуллаев, проводник вагонного участка Казань Горьковского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»)

«Не бойтесь. Смотрите на меня, я проводник, и я помогу вам», – успокаивал пострадавших пассажиров Назир Абдуллаев, проводник вагонного участка Казань Горьковского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»). При сходе поезда № 491 в Волгоградском регионе 29 июля он вытаскивал людей из упавших вагонов. Стойкость и исключительный профессионализм Абдуллаева отметили руководители и коллеги.

Торможение было слишком резкое»

6 августа все члены поездной бригады поезда № 491 сообщением Казань – Адлер получили благодарность генерального директора АО «ФПК», в том числе и Назир Абдуллаев. Судя по рассказам его коллег, которые также были в том поезде, он помог организовать эвакуацию людей, не допуская паники.

Начальник поезда Камиль Сунгатуллин вспоминает:

– Большая часть нашей поездной бригады состояла из студентов Российских студенческих отрядов. Многие из них были в шоковом состоянии, а Назир Абдуллаев оказался одним из немногих, кто сам участвовал в спасении пострадавших,

рискуя жизнью. Над вагонами проходила линия электропередачи, и он делал всё, чтобы предупредить людей об этой опасности. Он стал примером для всех работников нашего пассажирского вагонного депо.

29 июля. В районе восьми часов утра поезд, следовавший из Казани в Адлер, прибыл на станцию Волгоград. Тогда последнее место в 15-м купейном вагоне занял молодой человек, и все 36 пассажиров были на месте. Назир Абдуллаев помнит каждого: кто где сидел, как обращался к нему. За почти 35 лет в должности проводника выработалась привычка отмечать мельчайшие детали, запоминать лица людей и их характеры. Тем более сроднила с пассажирами случившаяся позже беда. Они успели отъехать от Волгограда чуть больше 200 км, как вдруг почувствовали торможение.

– Я сразу понял – что-то серьёзное, – вспоминает сегодня Назир Абдуллаев. – На моей практике были случаи, когда животные выходили на дорогу. Но в этот раз торможение было слишком резкое.

«Мы торопились»

Как только состав остановился, Назир открыл дверь вагона. Снаружи стоял смог. «Горим?» – предположил проводник. Схватил сигнальный жилет, огнетушитель и выскочил на улицу. За ним – напарница Салтанат Богушевская. Пробежали вагона четыре, прежде чем поняли, что это не дым, а песок. КамАЗ, с которым столкнулся поезд, перевозил 20 тонн песка. Машина опрокинулась, и вокруг стоял туман из песчаной пыли.

Раскуроченные рельсы, девять вагонов повалились на бок. Абдуллаев сразу же позвонил начальнику вагонного участка Казань Сергею Нейдерову: «Сергей Геннадьевич, у нас катастрофа, сошли вагоны». Он только спросил: «Где вы находитесь?» и коротко бросил: «Сейчас будет помощь».

Пройдя дальше, железнодорожник увидел, как группа мужчин забиралась на упавшие вагоны и пыталась вызволить запертых в них людей. А над головами помимо высоковольтного провода очень низко висела линия электропередачи. «Осторожно! Провода не трогайте!» – предупреждал Назир.

Абдуллаев рассказывает:

– Вместе с другими мужчинами я доставал пострадавших из окон. Кто-то принимал их внизу. Примерно в это же время я отправил свою напарницу организовать ограждение поезда петардами. Их ставят за 800 метров от хвостового вагона, чтобы предупредить следующий поезд об аварийной ситуации. После этого мысль была только одна – быстрее всех вызволить.

 

«Доверьтесь мне»

«Доверьтесь мне, видите, я проводник поезда», – показывая свой оранжевый сигнальный жилет, успокаивал пострадавших Назир Абдуллаев. Многие боялись упасть, когда выбирались через окно. И только уверенные действия, спокойный голос проводника не позволяли поддаваться панике. Когда появились сотрудники МЧС, смелые люди, которые помогали эвакуации, смогли наконец выдохнуть с облечением: теперь опытные профессионалы позаботятся о пострадавших. Одна за другой кареты скорой помощи увозили раненых. А другие приходили в себя.

Конечно, Назиру Абдуллаеву уже успели позвонить дочери. Спустя всего 15 минут после аварии в социальных сетях появились видеоролики с места событий. Младшая дочь Эльза тут же набрала отца: «Папа, с тобой все в порядке?» Вскоре набрала и старшая, Юлия. Она работает в пассажирском вагонном депо Казань и узнала о случившемся от коллег.

«Я готов снова и снова выполнять свой долг»

К двенадцати ночи уцелевшую часть состава вместе с пассажирами вернули в Волгоград. Здесь осмотрщики вагонов проверили колёсные пары и разрешили дальнейшее движение. Проводники всё это время оставались вместе с пассажирами, раздавая им сухие пайки и воду, выделенные властями. Никто из поездной бригады не отказался продолжить свою работу, все сопровождали состав до конечной точки маршрута в Адлере. Прощались с пассажирами, как с родными. Многие обнимали и благодарили проводников за помощь в спасении людей и моральную поддержку.

В Казань состав вернулся с опозданием на 2,5 суток.

Повлияло ли произошедшее на профессиональный настрой Абдуллаева? Нет. Для человека, который ещё в 90-х навсегда влюбился в поезда и понял, что работа проводника – дело его жизни, не может быть другого пути. Назир Абдуллаев говорит:

– Меня спрашивали: ты, наверное, боишься теперь ездить на поездах? Но я всегда гордился своей профессией. Я, можно сказать, вырос на железной дороге, почти 35 лет уже здесь. Страха нет. Я готов снова и снова выполнять свой долг.

Симферополь, Уренгой, Самара, Анапа, Ташкент, Махачкала – в семейных фотоальбомах хранятся сотни снимков с точек на карте. За плечами Абдуллаева сотни рейсов. А ещё множество благодарных улыбок и добрых слов. «Вы создаёте уют и хорошее настроение», «Вы профессионал и просто очень приятный человек», «Благодарим за доброе, внимательное и чуткое отношение к пассажирам»...

Автор: Алёна Зудина