Искры в снежном вихре Волжская магистраль

Искры в снежном вихре

Александр Курагин, дежурный по переезду

Дежурный по переезду заметил искрение колесной пары проходящего пассажирского поезда и оперативно сообщил об этом. Неисправный вагон отцепили на ближайшей станции.

Внимание и профессионализм дежурного по переезду Александра Курагина предотвратили беду. И уже не первый раз.

Пасмурный зимний день уже переходил в вечер. По вятским холмам мела позёмка, а каждый поезд, особенно скорый, проходивший мимо посёлка Кордяга на переезде 1054-й км линии Киров – Пермь, поднимал целый вихрь.

Очередной такой поезд – «Демидовский экспресс» № 72 сообщением Санкт-Петербург – Екатеринбург – приближался к переезду строго по графику в 16.23. Дежурный Александр Курагин, как положено, вышел его встречать. Когда мимо него промчался электровоз, заметил – с левой стороны у второй колёсной пары второго вагона среди поднятого в воздух снега мелькнули искры.

Это была не та ситуация, когда есть время размышлять. Дежурный немедленно связался с машинистом локомотива, с дежурным по ближайшей станции Зуевка, сообщил об искрении на следующий переезд – на 1058-м км, что уже на окраине города Зуевки. Там через три минуты поезд встречала дежурный Елена Казакова. Она доложила дежурному по станции: за минувшие 4 км пути искрение явно усилилось и стало ещё заметнее.

Ещё через 2 км поезд остановился в Зуевке по расписанию. Кроме встречающих на платформу к нему вышли осмотрщики пункта опробования тормозов. Второй вагон пришлось отцепить. Он был почтово-багажным, поэтому пассажиров тревожить не пришлось. Правда, остановка в Зуевке вместо запланированных по графику двух минут продлилась час. Но двигаться дальше с «больным» вагоном было нельзя: у него, как сообщили в службе вагонного хозяйства Горьковской дирекции инфраструктуры, был диагностирован эксплуатационный брак – нарушение параметров поверхности катания колеса.

Глазовская дистанция пути представила Александра Курагина к дорожной награде. Тем более что за ним уже числится предотвращённое происшествие, которое могло оказаться очень серьёзным.

Утром 6 июня 2013 года на десятой минуте смены Курагина ждало сложнейшее испытание на профессионализм. На переезде заглох бензовоз с топливом. Шлагбаум был ещё открыт, но до появления двух встречных поездов оставались считанные минуты. Один из приближающихся составов был грузовым, остановить его быстро невозможно.

Дежурный отреагировал мгновенно: бросился к будке, сорвал пломбу, нажал кнопку включения заградительных сигналов на оба направления. В случае ошибки за эти действия Курагину пришлось бы всерьёз ответить. Потом, когда разбирали происшествие, выяснилось: на все эти действия ушло две секунды. Затем по общей волне радиосвязи Курагин передал: на его переезде включено заграждение.

Машинист приближавшегося грузового ответил: сигнал принят, понят. Его поезд остановился в Зуевке. Сразу отозвался и машинист встречного скорого. Он применил экстренное торможение.

«Бояться и рассуждать было некогда – это ситуация, когда в твоих руках жизни людей. Всё надо сделать быстро и по инструкции, – вспоминает то утро Александр Курагин. – Мы отрабатывали такую нештатную ситуацию в Алатыре, в учебном центре подготовки дежурных по переезду».

Убрать с путей бензовоз помог кстати подъехавший трактор. Движение по обоим путям было восстановлено через семь минут с момента включения заградительного светофора. А Курагин, который живёт в Зуевке, через несколько дней, как говорят в таких случаях, проснулся знаменитым. О земляке, который четверть века назад устроился сначала столяром в дистанцию гражданских со­оружений, а после сокращения переквалифицировался в путейцы, потом стал дежурным по переезду – по этому, на 1054-м км, написала районная газета «Нива». Коллеги не пожалели мрачных красок на описание возможных последствий предотвращённой аварии. Из публикации следовало: этот человек спас посёлок Кордяга.
Автор: Николай Морохин