Шанс на жизнь Московский железнодорожник

Шанс на жизнь

Николай Гимпель, начальник участка пути Голутвинской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры

Знаком «За смелые и решительные действия» награждён начальник участка пути Голутвинской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Николай Гимпель.

Приказ об этом подписал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий Верховых.

Совсем немного времени отделяет появление данного приказа от того, что произошло на станции Лопатино, находящейся на участке Воскресенск – Орехово-Зуево Московской железной дороги. Уже это, а также название знака, которым удостоили Николая Гимпеля, говорят о неординарности поступка путейца из Коломны.

Если кратко, то Николай Николаевич предотвратил гибель человека. Более того, его действия стали для 19-летнего Алексея Шитикова единственным шансом на спасение.
Так что же произошло 24 января нынешнего года в районе станции Лопатино?

Официальный документ не предполагает эмоций, а требует точности, достоверности. Поэтому строки из письма за подписью начальника Голутвинской дистанции пути Александра Довженка лаконичны. «24 января 2018 года в 11 час. 16 мин. на станции Лопатино при прохождении по второму главному пути грузового поезда №2466 под управлением машиниста эксплуатационного локомотивного депо Лихоборы-Окружные Караськова начальник участка Голутвинской дистанции пути Николай Гимпель увидел, что в середине состава на открытой платформе под грузовым автомобилем лежит, свернувшись калачиком, мужчина. Поезд двигался со скоростью 80 км/ч, температура воздуха на улице – минус 10 градусов. Понимая, что в таких условиях человек, находящийся на движущемся составе, может замёрзнуть, Н.Н. Гимпель тут же перезвонил дежурному по станции Лопатино и попросил остановить поезд».

– У нас было «окно», – дополнил Николай картину уже в ходе разговора в дистанции. – На станции Лопатино мы меняли в кривой плети. Поезд шёл на большой скорости, но я всё же заметил человека. Признаюсь честно, какие-то доли мгновения даже не поверил себе. Но нет, человек, одетый достаточно легко, действительно лежал, свернувшись, возле колеса перевозимого автомобиля. У меня тут же мысль – надо же его спасать, останавливать состав. Хорошо, конечно, что теперь у нас есть мобильные средства связи. Да и людей знаю, тех же дежурных по станции. Звонил и нашим путейцам, которые работали по ходу движения поезда, спрашивал, видят ли они человека, если да, то просил сообщить об этом. Уже потом, анализируя случившееся, подумал: неужели никто не увидел этого парня раньше? Слава Богу, что он остался жив.

Как выяснилось позже, к моменту, когда Николай Гимпель увидел на железнодорожной платформе Алексея Шитикова, тот провёл на открытом воздухе уже четыре часа.

Состав шёл, не снижая скорости, ещё какое-то время, миновал станции Лопатино и Берендино. Для его остановки, тем более экстренной, требовалось выполнить определённые действия. Необходимо было и время, а ещё, как ни странно, определённая смелость, чтобы соблюсти пункт 12 третьего раздела Правил технической эксплуатации железных дорог. Он гласит, что работники железнодорожного транспорта обязаны подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения. Николай Гимпель действовал в соответствии и с основным законом железнодорожного транспорта, и с законом гуманности. Он чётко осознавал, что ресурсы человека не беспредельны, и не мог допустить его гибели. А потому продолжал звонить до тех пор, пока не узнал, что жизнь человека находится вне опасности.

«Поезд №2466 был остановлен на станции Куровская в 11 час. 50 мин. Здесь в присутствии начальника станции Д.В. Воронина и представителей линейного отдела полиции был снят с платформы и пересажен в пассажирский вагон Алексей Юрьевич Шитиков», – гласит докладная Александра Довженка. Позже Алексей Шитиков, которого спас Николай, рассказал, что на станции Михнево его вместе с коллегой направили проверить надёжность крепления перевозимой техники. В это время поезд пришёл в движение. Товарищ Алексея, вместе с которым он сопровождал груз, успел запрыгнуть в пассажирский вагон, Алексей же – только на платформу. По его собственному признанию, он уже не надеялся остаться в живых.

Прошу рассказать о своём подчинённом начальника дистанции Александра Довженка.

– Николай трудится на предприятии с 1999 года, – говорит Александр Фёдорович. – Работал монтёром пути, освобождённым бригадиром по текущему содержанию пути и искусственных сооружений, дорожным мастером. С марта 2013-го он является начальником участка. Добросовестный, инициативный и, что главное, неравнодушный человек. Это показал и январский случай. Зная его, мы не удивились тому, как он повёл себя в неординарной ситуации.

Заместитель начальника дистанции по кадрам и социальным вопросам Инна Симакова пришла в дистанцию почти одновременно с Николаем Гимпелем. Помимо деловых, она отмечает его лидерские качества, оптимизм и даже… артистизм. А ещё Инна Владимировна поведала, что почти за 20 лет, что Николай Гимпель трудится в дистанции, он не раз выручал в трудную минуту, предотвращая, казалось, неминуемое.

– В сентябре прошлого года начальник МЖД Владимир Молдавер наградил Николая знаком «За безопасность движения», – поясняет Инна Симакова. – Незадолго до этого, 2 августа, Николай Николаевич выявил в проходившем грузовом поезде ползун. Тогда он тоже оперативно связался с дежурным по станции Непецино и потребовал остановить состав.

Когда это было сделано, поезд осмотрели его машинист, начальник пункта технического обслуживания эксплуатационного вагонного депо Рязань и сам Николай Гимпель. Предположение бдительного путейца подтвердилось. В 33-м от головы состава вагоне на одной из колёсных пар был выявлен ползун глубиной 2,2 мм и длиной 120 мм. Вагон сразу же отцепили.

– Мне тогда не понравился повторявшийся металлический стук, – объяснил мне Николай Гимпель. – Я не вагонник, но опыт-то железнодорожный у меня имеется.

Но вернёмся к началу материала. Узнав о случившемся в январе этого года, начальник службы пути Московской дирекции инфраструктуры Дмитрий Кореньков подписал благодарственное письмо в адрес супруги путейца Анны Александровны, подчеркнув тем самым, что в компании «Российские железные дороги» высоко ценят таких людей, как её муж. Добавим, что Николаем могут гордиться их дети. Сейчас в семье растёт трое сыновей.

Ни Николай, ни его брат Сергей не пошли по стопам отца, который был кадровым военным. Но он всегда служил для них примером верности долгу. Вместе с ним семья поездила по стране, а осела в Коломне, на родине мамы.

– К тому времени я как раз окончил среднюю школу. Хотелось трудиться в какой-то стабильной государственной организации, – вспоминает Николай Николаевич. – Вместе с Сергеем пришли в дистанцию пути. Здесь требовались монтёры пути. Работы мы не боялись, силы были. Я ведь занимался вольной борьбой и тяжёлой атлетикой. В общем, устроились и трудимся здесь до сих пор.

Добавлю, что портрет Николая Гимпеля представлен на доске почёта Голутвинской дистанции пути.

Николай и сейчас уверен, что сделал правильный выбор. В компании «Российские железные дороги» ему нравится стабильность, возможности для самореализации, социальная защищённость. Азам профессии обучался прямо в дистанции, где имелись учебно-производственные курсы. Со временем получил профильное среднее образование. Сейчас является пятикурсником Российского университета транспорта (МИИТ).

– А ещё я признателен известному на МЖД путейцу Владимиру Андреевичу Басенкову, – говорит он. – Владимир Андреевич щедро делился секретами профессии. От него я многое взял. И главное – понимание того, что в нашем деле не бывает мелочей.

Развёрнутая длина железнодорожного пути, который обслуживает коллектив, возглавляемый Николаем Гимпелем, составляет 135 км. В их число входит участок Воскресенск – Шиферная направления Москва – Рязань и участок на БМО от станции Яганово до станции Берендино, часть которого между станциями Яганово и Непецино вошла под начало Гимпеля в прошлом году после структурных перемен в хозяйстве пути. Сегодня ситуация здесь значительно улучшилась, хотя, по признанию Николая Николаевича, участок тяжёлый, здесь много кривых, а движение весьма интенсивное.

Руководство Голутвинской дистанции пути не скрывает, что в отношении Николая Гимпеля имеются определённые намерения. Опыт, помноженный на хорошее образование и воспитание, плюс умение работать с людьми – хорошая заявка на дальнейшее продвижение по службе.

Вера Чубарова
Фото автора
Автор: Вера Чубарова