ЧП в полночь Призыв

ЧП в полночь

Дмитрий Сафронов и Максим Жук

Локомотивная бригада заметила трещину рельса и предотвратила возможный сход.

Ночью у локомотивщиков зрение обостряется. В этом на собственном опыте убедился машинист эксплуатационного локомотивного депо Курган Дмитрий Сафронов (фото слева).

Опыт работы за «правым крылом» у него достаточный – четыре года, а до этого три года он ездил помощником. Его убеждение ещё раз доказал случай, происшедший глубокой ночью 3 февраля.

– Наш тяжеловесный поезд с каменным углем шёл по перегону Горбуново – Петухово, – рассказывает Дмитрий. – Позади осталась граница с Казахстаном. Мой помощник Максим Жук (фото справа) весело пропел: «Это наша Россия, это наша земля…» Думаю, эти строчки он сам придумал. Человек он творческий и весёлый. Опять же настроение от таких музыкальных упражнений повышается, сон гонит, бодрит.

Рельеф здешнего пути – до Петропавловска и обратно – локомотивной бригаде известен до метра, не один раз машинисты вели свой «грузовик» туда и обратно. На этот раз ехали в нечётном направлении – на Курган. И вдруг… И вдруг на перегоне Горбуново – Петухово (было это в 22 часа 05 минут) сигнальная установка сообщила о ложной занятости пути: сначала просигналили «жёлтый», а затем тревожно заявил о себе «красный». В подобных случаях надо быть не просто осторожным, а предельно внимательным. Ведь, возможно, за подобным предупреждением стоит что-то очень серьёзное. Члены бригады с удвоенным рвением начали вглядываться в путь. Благо, прожектор локомотива пробивал ночную темноту ярче солнечного света – всё видно, каждый камешек щебёнки отчетливо заметен.

У «красного» сигнала состав остановился. Сафронов запросил информацию у дежурного по станции Петухово о состоянии следующего блок-участ­ка. Услышал ответ: «Блок-участок свободен. Проезжайте «красную» точку согласно инструкции». После этого поезд медленно двинулся вперёд. В голове у машинистов билась одна мысль: обязательно найти причину ложной занятости, увидеть и не пропустить.

Помощник машиниста Максим Жук рассказы­вает:

– Красный сменился на зелёный. Скорость прежняя – 20 километров в час, медленно тянем груз. На сердце неспокойно. Чувствую, что-то будет. И вдруг в свете прожектора…

Тут наш рассказчик делает эффектную паузу и продолжает описывать ситуацию уже Дмитрий Сафронов:

– На левой рельсовой плети в ярком луче локомотивного прожектора я вижу белую полосу! Сразу становится понятна причина красного сигнала – лопнул металл…

В 22 часа 58 минут бригада применила служебное торможение. Состав весом 6208 тонн остановился на шестом пикете 2548-й километр. Помощник немедленно вышел из кабины. Прошёл вперёд, направил луч фонаря на рельсы. Вот он, разрыв рельса во всей красе! Находится в шпальном ящике, в сварном стыке.

Максим Жук вспоминает:

– В эту минуту сердце у меня забилось так, что, того и гляди, выпрыгнет из груди. Такое было волнение!

Он на глаз определил ширину разрыва: 10 миллиметров. Много! Опасное место без следов коррозии, есть смещение в сторону оси рельса. Жук отлично понимал: такая «засада» чревата самыми серьёзными последствиями. Может быть, по коварной рельсошпальной решётке пройдёт один поезд, может, даже два.  А дальше? Дальше возможна неприятная ситуация, вплоть до самого критичного – до схода.

Максим поспешил обратно к локомотиву и громко прокричал Дмитрию: «Нашёл! Разрыв  сразу в десять миллиметров!». В свою очередь, Дмитрий Сафронов немедленно доложил о неприятной находке дежурной по станции: «Левая нитка рельса лопнула».

Дежурная вызвала путейцев для оперативного устранения разрыва рельса. Ввиду близости станции те прибыли быстро. Первым делом наложили на дефектный рельс временную струбцину, выдали локомотивной бригаде разрешение проследовать по опасному участку со скоростью пять километров в час. А когда состав покинул опасное место, немедленно занялись устранением неисправности.
К счастью, весь оставшийся путь локомотивная бригада проследовала без происшествий.

Проведённое расследование показало, что излом рельса произошёл в сварном стыке. Специалисты определили: разрушению рельса способствовало резкое понижение температуры. В техническом заключении отмечено: «Схода, повреждений подвижного состава и обустройств инфраструктуры нет». Правда, за то время, пока перегон был закрыт для устранения дефекта рельса, пришлось задержать 17 грузовых поездов.

По приезде в Курган Дмитрий Сафронов и Максим Жук написали рапорт о происшествии на имя начальника депо и сделали запись в Книге замечаний.

Эта опасная находка – первая у локомотивной бригады за всю их служебную биографию.

– Сейчас мы особенно отчётливо понимаем, что такое железнодорожная бдительность, – говорит Дмитрий Сафронов. – Не зря о чувстве бдительности нам постоянно напоминают в депо – и на занятиях в техническом классе, и на разборах поездок. Именно от этого качества – бдительности, от осторожности зависит многое. Это накрепко закрепилось в нашем сознании.

К разговору присоединяется Максим Жук:

– Два раза в месяц мы усаживаемся за столы в техническом классе, повторяем закреплённый материал, изучаем новый, в том числе занимаемся устройством электровоза, рассматриваем «острые» причины отказа работы оборудования. Мы хорошо знакомы с локомотивом ВЛ10, уже не одну сотню километров накатали на «Синаре». Плюс к этому идут постоянные занятия на тренажёре.

Комплекс мер помогает держать машинистов и их помощников в тонусе. И когда в реальной рабочей жизни они сталкиваются с трудными вопросами, теоретические знания помогают с честью выйти из аварийной ситуации. Значит, не зря их обучают!

Машинист Дмитрий Сафронов больше семи лет на локомотиве. Считает, что работа на железной дороге – основательная и надёжная. Ему нравится стоять за «правым крылом» и чувствовать себя главным на электровозе. Своим помощником доволен. Говорит, тот без лишних слов его поддерживает. Да, может при случае возразить, но всё – по делу. Они вместе могут весело пошутить и задорно посмеяться – над собой и друг другом. Оба востребованы, постоянно находятся в работе. Максим Жук седьмой год работает помощником, с нетерпением ждёт того времени, когда его направят на повышение квалификации, поскольку тоже мечтает стать машинистом.

Железная дорога всегда в движении. Одновременно поезда ведут десятки курганских локомотивных бригад. И, судя по этой истории, всем им можно доверить любое дело.
Автор: Вячеслав Аванесов