Излом на стыке Красноярский железнодорожник

Излом на стыке

Александр Хасанов, машинист оборотного депо Междуреченск

Молодая локомотивная бригада прошла испытание нештатной ситуацией.

Машинист оборотного депо Междуреченск Александр Хасанов и его помощник Дмитрий Кочурин заметили в пути излом стыковой рельсовой накладки. Этот дефект грозил серьёзными последствиями.

В ночь с 20 на 21 января Александр Хасанов и Дмитрий Кочурин вели порожний поезд по сложному перегону Чарыш – Лужба с кривыми участками. Впереди следовал гружёный состав.

«Едете по удалению, на первый путь, с остановкой перед выходным светофором», – распорядился диспетчер примерно в 1.40 по местному времени, когда поезд Хасанова приближался к станции Чарыш. «Это значит, что впереди идущий состав удалился на определённое расстояние, я могу проследовать за ним станцию Чарыш», – поясняет машинист.

Локомотивный светофор в этот момент горел зелёным, но через несколько секунд сигнал сменился на жёлто-красный. Для локомотивной бригады это предупреждение: следующий светофор по пути следования будет светить красным.

Александр Хасанов начал останавливать поезд и попытался связаться по рации с бригадой впереди идущего состава.

«Одной из возможных причин того, почему светофор подаёт красный сигнал, может быть остановка предыдущего поезда. Возможно, локомотив сломался или произошло ещё что-то, – рассказывает Александр. – Вызвать коллег, которые ехали перед нами, не удалось, тогда связался с диспетчером и дежурным по станции Чарыш. Они сообщили, что тот поезд уже далеко, проследовал следующую станцию».

В инструкции говорится, что в такой ситуации нужно следовать дальше, но на низкой скорости – не более 20 км/ч – до следующего зелёного светофора.

«Первая остановка у меня была на восьмом пикете 157-го км. На малой скорости проследовал до первого пикета – примерно 800 м. Потом электровоз немного качнуло, будто он присел. И следующий светофор загорелся зелёным. Это означает, что рельсовая цепь, сбой кодов которой произошёл на этом блок-участке, при проследовании локомотива замкнулась. Соответственно, где-то здесь путь неисправен», – объясняет Хасанов.

Поезд снова остановился. Дмитрий Кочурин, взяв фонарь, отправился осмотреть путь и прямо под электровозом увидел две лопнувшие рельсовые накладки, которыми скрепляют на стыках звенья пути.

«Этот участок кривой. Видимо, при проследовании предыдущего поезда рельс нагрелся, расширился, и две накладки лопнули. В ту ночь было минус 48 градусов, вот металл и не выдержал перепадов температуры. Поэтому наш локомотив и «присел» на этом участке: когда два рельса разъединились, разрыв между ними составлял 38 мм, при этом один стал выше, второй ниже, получилась ступенька высотой 20 мм», – вспоминает Александр Хасанов.

Он тоже спустился осмотреть дефект, сообщил о нём диспетчеру, который вызвал на место дорожного мастера.

«Страшно представить, к чему может привести такая неисправность, если её не обнаружить вовремя, – добавляет помощник машиниста. – В нескольких метрах от первого пути, по которому мы следовали, находится река, в неё могли опрокинуться порожние вагоны».

Дальнейшее проследование через опасное место потребовало максимума внимания от локомотивной бригады: нужно было провести по разрыву между рельсами 71 вагон. Вытягивали поезд очень медленно, на скорости менее 5 км/ч, под наблюдением дорожного мастера, с которым держали связь по рации.

Для Александра Хасанова, на тот момент отработавшего машинистом всего полгода, эта ночь стала своего рода боевым крещением – первый опыт ведения поезда в экстремальных условиях. «Дай бог, чтобы и последний!» – шутят Хасанов и Кочурин.

Оба на дороге не так давно: Александр пришёл в депо в 2012-м, Дмитрий – годом позже. В паре начали работать только в июле прошлого года, когда Хасанова назначили машинистом. Говорят, понимали друг друга с полуслова. Нашлись и общие интересы – у обоих семьи, маленькие дети. Правда, сейчас приходится привыкать к новым напарникам: с марта Дмитрий Кочурин проходит обкатку на машиниста, готовится самостоятельно водить поезда.

За бдительность Александр Хасанов и Дмитрий Кочурин были поощрены начальником Красноярской дороги Владимиром Рейнгардтом премией.
Автор: Елена Пасечник