Так провожают поезда Волжская магистраль

Так провожают поезда

Руслан Хузяхметов, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Агрыз

Ответственность и профессионализм осмотрщика помогли предотвратить крушение.

Немногословен. «Лишнего не скажет», – говорят о нём коллеги. Выставлять напоказ свои мысли, переживания – не в его правилах: как-то не по-мужски. Руслан Хузяхметов, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Агрыз, предоставляет нам право самим догадываться, что он подумал и что почувствовал, когда понял: до возможного крушения поезда, который он провожал с островка безопасности, оставалось километров десять. От силы – пятнадцать. Если бы он тогда, в начале своей смены 18 февраля, не заметил неисправность, грозящую серьёзными последствиями.

Линия судьбы
Наверное, его судьба могла сложиться иначе. Люди, умеющие принимать взвешенные решения, готовые подчинить себя производственной необходимости, надёжные, нужны везде. До призыва в армию Руслан учился по специальности, далёкой от железных дорог. Но, отслужив, прислушался к совету друзей, работавших в вагонном депо: организация надёжная, коллектив хороший, есть неплохие перспективы, приходи – не пожалеешь. В результате и было принято одно из его взвешенных решений.

После трёх лет работы слесарем молодой работник получил направление в Муромскую дортех-школу, учиться на осмотрщика-ремонтника.

– Руслан Анварович, чем вам нравится ваша профессия?

Мой собеседник по-прежнему скуп на слова и говорит только о самом важном, определяющем:

– Мы обеспечиваем безопасность движения поездов. Это огромная ответственность.

А я в своём блокноте делаю для себя пометку о том, что страна наша и наши железные дороги сильны как раз такими людьми, которые, выстраивая свою судьбу, не ищут лёгких путей и думают не только о себе. Высокие слова? Пусть! Для хорошего человека – не жалко.

А Руслан Анварович, слегка приоткрывая дверцу в мир собственных эмоций, коротко, без лишних слов признаётся: да, есть некоторый страх пропустить, не заметить неисправность. И ошибка здесь неизмеримо выше, чем в какой-то другой сфере деятельности.

Дефектоскопия подтвердила
Вот уже более полутора десятилетий жизнь его идёт по размеренному графику: смена в день – в ночь – отсыпной – выходной… Глаз натренирован на поиск недочётов, неисправностей. Сколько раз за эти годы приходилось регулировать тормозную рычажную передачу, закреплять концевой кран, закрывать сливной прибор – не сосчитать. Сколько составов осмотрено – не припомнить. Повседневная, привычная работа.

Случалось ему находить и трудновыявляемые неисправности. Впрочем, «случалось» – слово неточное. Потому что обнаружение серьёзной неисправности – это не случайность, а «привилегия» настоящего профессионала.

– Он истинный, грамотный вагонник, отличный работник, всегда в первых рядах, – говорит о своём подчинённом сменный мастер Эдуард Салимуллин.

Так вот, в профессиональном багаже Хузяхметова – и выявленная им трещина в диске колеса (это было, кажется, в 2008 году, самая первая обнаруженная им серьёзная неисправность), и трещина в боковой раме (это уже значительно позже). Руслан Анварович вспоминает, как заметил полоску на внутренней стороне рамы, как расчистил её щеткой. Да, действительно трещина. Рассказывает неспешно, без лишних подробностей: мол, что тут непонятного? Приёмы работы известные. Вагон, как и положено, отцепили. Раму, как это обычно и делается, отправили в Красноуфимск на дефектоскопию. От отцепки вагона до получения результатов исследований проходит четыре-пять дней. Или чуть больше: одну-единственную деталь отгружать не станут, надо дожидаться «попутчиков». Но, кажется, Хузяхметов тогда и не сомневался в результате.

Однако обо всех найденных им трудновыявляемых дефектах Руслан Анварович так и не рассказал. За него это сделали другие. Полную статистику последних лет восстановил по документам инструктор по производственному обучению рабочих массовых профессий Рустам Фатхутдинов:

– Уже в этом, 2018 году Хузяхметов Руслан Анварович во время осмотра состава обнаружил дефект в боковой раме, который впоследствии подтвердили в ремонтном депо. В 2017-м на его счету было два подтверждённых дефекта в боковых рамах, в 2016-м – один. В 2015-м он выявил трещину диска колеса.

На грани ЧП
Надёжный, грамотный, уверен в себе и своих знаниях, не подведёт – в один голос говорят о Хузяхметове в депо.

И он не подвёл. 18 февраля Руслан Анварович, будучи на островке безопасности, провожал грузовой поезд. В одном из вагонов взгляд выцепил смотровую крышку буксового узла: выпуклая, а должна быть плоской. Потом осмотрщик и на слух определил: есть дефект. Об этом – в деталях, языком документов.

«18.02.2018 допущен случай остановки грузового поезда № 2228 по сообщению осмотрщика-ремонтника вагонов Хузяхметова Р. А., который при проведении технического контроля, при прохождении поезда по первому пути транзитного парка, выявил деформацию на смотровой крышке у 61-й единицы № 53801619, в 4-й колёсной паре с левой стороны по ходу движения поезда. Поезд остановлен, вагон № 53801619 заявлен на отцепку. При осмотре выявлено разрушение торцевого крепления колёсной пары № 0119-483-77 с левой стороны со срывом резьбы корончатой гайки М 110 и деформацией хвостовика стопорной планки».

– Фактически Хузяхметов предотвратил крушение, – комментируют мне специалисты.

– Просто действовал по инструкции, – говорит сам Руслан Анварович. – Инструктаж по встрече и провожанию поездов мастер Эдуард Расимович Салимуллин постоянно проводит перед сменой. И в тот день, 18 февраля, такой инструктаж тоже был. И захочешь – не забудешь. На техучёбе изучаем способы и методы обнаружения неисправностей.

Вот так и держат себя в форме. Что ни говори, а знания – сила. И уж если в центре внимания оказался буксовый узел, то обратимся к статистике и по этой теме. За два с половиной месяца 2018-го осмотрщики-ремонтники вагонов ПТО Агрыз выявили одиннадцать вагонов с ослаблением и разрушением торцевого крепления буксы. Выявили по внешним признакам, без показаний аппаратуры КТСМ-02.

Вместе с коллективом
Однако дело не только в знаниях – в отношении к своим обязанностям. Нельзя подводить предприятие, товарищей по работе. Когда после армии друзья советовали идти на работу в вагонное депо, одним из аргументов был как раз хороший коллектив. Вскоре Руслан сам в этом убедился. С неизменным уважением называет он имя человека, которого считает своим наставником, – Ильдуса Вагапова, работавшего старшим осмотр-щиком. У него было чему поучиться: и ответственному отношению к своим обязанностям, и уважению к труду коллег и своему собственному.

Хорошо и легко работать, когда чувствуешь поддержку товарищей – таких, как Замиль Садыков. Осмотрщик-ремонтник вагонов, он на время отсутствия старшего осмотрщика исполняет его обязанности.

– Ответственный, хороший парень, – снова переводит разговор с себя на своих коллег Хузяхметов.

Да и вообще отношения в коллективе работой не ограничиваются. Кто-то купил квартиру по ипотеке – все вместе помогают с переездом. Кому-то надо покрыть крышу в доме – и снова собираются все в свободное время.

Не в ущерб отдыху, разумеется. Профессия научила с уважением относиться к этому «элементу технологии», когда восстанавливаются силы после напряжённой смены и организм готовится к следующей.

Поначалу, вспоминает Руслан Анварович, когда только начинал работать, график казался очень тяжёлым. Особенно трудно давались ночные смены. А дневной сон не всегда был полноценным. Теперь привык. И время рассчитывает так, чтобы его на всё хватило. Когда мы договаривались об интервью, Руслан Анварович сразу и точно выбрал день и час – в субботу, после полудня, когда он отоспится после ночной смены. А раньше? Например, посреди недели? К сожалению, никак. Мой собеседник в подробности не вдаётся, но и без этого понятно: все дни чётко расписаны. Только так и можно добиться, чтобы времени хватило и на отдых, и на семью, и на друзей.

– Рыбалка и охота, – коротко отвечает он на вопрос о любимых занятиях, которые помогают восстанавливаться после тяжёлой работы. Благо, в реках недостатка нет. Вот тебе Иж, а вот, если километров 70 на машине проехать, Кама.

Но главная поддержка – это, конечно, семья. «Семейный, положительный человек», – говорят о Хузяхметове в депо. По большому счёту, всё хорошее, что делает человек в своей жизни, он делает для своих близких. А домашние: жена Гульнара и дети Динар и Лиана – тоже привыкли к его непростому графику. Хотелось бы побольше времени проводить с ними. Но даже отпуск у них с женой не всегда совпадает: у Гульнары он бывает только летом.

Общая семейная мечта – съездить всем вместе в Крым. Непременно, обязательно получится.
Автор: Марина Галкина