Вовремя остановить Дальневосточная магистраль

Вовремя остановить

Ангелина Иванова, дежурная по станции Тихоречное

Дежурная по станции Тихоречное Ангелина Иванова заметила горящую буксу в проезжающем поезде и остановила состав, тем самым предотвратив сход.

Наша героиня очень волновалась, когда её пригласили в Хабаровск на награждение. За сорок лет, отданных железной дороге, бывало, конечно, всякое. Однако то морозное январское утро дежурная по станции Тихоречное Ангелина Иванова будет вспоминать часто. Вовремя увидев докрасна раскалённую буксу, она остановила поезд, предотвратив аварию.

13 января всё шло своим чередом. Ангелина Дмитриевна выбежала на перрон встречать гружённый лесом поезд. Дел у дежурного всегда невпроворот, поэтому каждая минута на вес золота. Зимнее рассветное утро только-только начало сменять мглу. Приближался состав, «шелестя» по рельсам. Привычный приветственный взмах рукой экипажу. Вдруг в глаза бросилось красное пятно. На средней секции локомотива, раскалившись, горел буксовый узел. Ангелина Дмитриевна быстро сообщила о неисправности машинисту. Тяжёлый поезд встал. Позже прибывшие вагонники констатировали: букса буквально рассыпалась от высокой температуры. Ещё немного, и колёсная пара не выдержала бы скорости на петляющем между сопками рельсовом пути, уведя за собой в кювет и «голову», и тяжёлые вагоны. Последствия могли быть самыми серьёзными.
Локомотивная бригада до последнего не подозревала, что что-то происходит.

– Ребята тащили груз трёхсекционным тепловозом, и им просто физически не было видно, что происходит за спиной, – говорит Ангелина Дмитриевна. – Это был первый серьёзный случай в моей движенческой практике. Слава богу, обошлось, и мы смогли предотвратить сход поезда.

…Станция Тихоречное затеряна в тайге Анучинского района Приморья. Здесь в начале прошлого века заповедные места исследовал знаменитый путешественник Владимир Арсеньев. Одноимённое село, уютно расположившееся на берегу реки Синегорки, до 1972 года носило звучное китайское название Телянза. Впрочем, как и многие приморские деревни, где издавна рядом с украинскими переселенцами, осваивавшими Дальний Восток, мирно соседствовали корейцы, китайцы, тазы. Но после вооруженного конфликта за остров Даманский, когда советские пограничники ценой своей жизни остановили провокационное вторжение китайских солдат, было принято решение уйти от исторических имён. Так на карте Приморского края появилось Тихоречное.

Сама же станция Тихоречное, которая с одной стороны «протягивает руку» станции Новочугуевка, а с другой упирается в Буянки, тоже пережила сложные времена. И спады, когда движение на этой железнодорожной ветке, уходящей от Сибирцево в сторону Новочугуевки, стало затухать и перестали курсировать пассажирские поезда. И подъёмы, когда оживился экспорт леса.

Наша героиня родилась в здешних местах. Родители работали на железной дороге. Отец был кондуктором, а по-современному – составителем поездов на станции Манзовка, ныне Сибирцево. А мама «главенствовала» в старом деревянном станционном здании в Тихоречном.

– Было время, когда станция работала только в режиме вокзала. Мама, билетный кассир, продавала билеты, находясь в здании совершенно одна, – рассказывает Ангелина Дмитриевна. – И я с огромным удовольствием вспоминаю, как приходила к ней на работу, и она мне доверяла тяжёлый массивный компостер, чтобы пробивать дырки в билетах. В этот момент я чувствовала себя очень важной и абсолютно счастливой.

Однако после школы девушка решила «обмануть» судьбу, выучившись на кондитера и продавца. Правда, через три года сдалась на волю случая. Мама буквально за руку привела дочь на станцию, где набирали в штат новых сотрудников. Это был 1979 год.

– Так я стала приёмосдатчиком груза и багажа. Потом перешла в товарные кассиры, а в 1994 году села за пульт дежурного по станции Тихоречное, – продолжает Ангелина Дмитриевна. – Поначалу, не скрою, было страшно. Понимала, какая на мне лежит колоссальная ответственность. Постепенно тревога ушла, появилось умение концентрироваться и полностью включаться в рабочий процесс. И сейчас, оглядываясь назад, а прошло почти 40 лет, я понимаю, насколько люблю свою работу. Это не просто профессия, гарантирующая стабильность, с которой ты чувствуешь себя защищённой, это призвание, когда твоя душа уже не может жить без железной дороги.

Начальник Дальневосточной железной дороги Николай Маклыгин поблагодарил Ангелину Иванову за правильные действия в нестандартной ситуации.
Автор: Наталья Кузьмина