Железнодорожники бывшими не бывают Дальневосточная магистраль

Железнодорожники бывшими не бывают

Николай Ларцев, бывший работник Холмской дистанции пути, пенсионер

Николай Ларцев, заметив сход снежных масс на путь, вовремя сообщил об этом к дежурному по станции, предотвратив возможную трагедию.

Начало года на Сахалине отметилось сразу несколькими циклонами. Один за другим они накрывали остров снежной бурей. Автотранспорт не ходил, и островитяне привычно пересели на поезда. Снежным вечером 20 января, когда дороги были наконец-то открыты, бывший работник Холмской дистанции пути, а ныне пенсионер Николай Ларцев воспользовался моментом и отправился домой на своей машине. Тем вечером он ехал вдоль железнодорожного перегона Чехов – Пионеры. За окном внезапно промелькнула снежная масса. Понял: на путь сошла лавина. Пенсионер прибавил газу, но маршрут его движения изменился. Теперь он ехал не домой, а направлялся на станцию Чехов. Будь он на работе, передал бы сообщение по рации. Но если ты на заслуженном отдыхе, то связи со станцией нет. Либо поезжай дальше своей дорогой, либо отправляйся на станцию сам. Конечно, он выбрал второй вариант. Добрался и сообщил дежурной. Вот вся героическая история. – После этого наши люди выехали на место, подтвердили сход, закрыли движение, почистили и открыли движение, – рассказал о том, что было дальше, заместитель начальника Дальневосточной железной дороги по Сахалинскому территориальному управлению Александр Гавриленко. – Благодаря вашим правильным действиям мы избежали трагедии. По этому участку вскоре должен был пройти пригородный дизель-поезд. Вы помогли сохранить груз и жизни людей. Не прошло и недели, как награда нашла своего героя, ветерана вызвали в управление региона. Церемонию награждения провели перед одним из совещаний. Николай Илларионович, волнуясь, поднялся с кресла и вышел к президиуму. Всю жизнь он проработал на пути и с руководителями такого уровня встречался крайне редко и при иных обстоятельствах. – Спасибо вам за верность железнодорожному транспорту, – пожимая руку ветерану, сказал Александр Гавриленко. Руководители в зале зааплодировали. – Я рад, что смог оказаться в нужное время в нужном месте, что смог помочь железной дороге, – смущаясь, растерянно проговорил герой. – Вы настоящий железнодорожник, – подчеркнул Гавриленко. – Был, – уточнил ветеран и уже решил покинуть сцену, но развернулся и спросил у нового руководителя территориального управления: – Или бывших не бывает? Аплодисменты прервали диалог, и вопрос так и остался без ответа. Ветеран, прижав к груди награды и подарки, смущаясь, вышел из зала, где должно было начаться совещание. Двенадцать лет он был бригадиром по искусственным сооружениям и тоннельным мастером. Повидал много лавин, поощрялся, но ничего героического в работе не было. В 2005 ушёл на пенсию. Такую ситуацию обычно моделируют на занятиях, посвящённых культуре безопасности. Термин новый и объяснить его сложно. Есть определение, но на примере понятнее. Говорят, что у старшего поколения железнодорожников культура безопасности буквально в крови. Проходя мимо и заметив, например, что проходы не почищены, ветеран не поленится, зайдёт на предприятие и по старой памяти напомнит молодёжи. Обычно такой пример приводят без конкретных имён и фамилий, просто все знают, что ветераны так делают, что обращают внимание на то, что в рутине будней кажется мелочью. Оказалось, что этот условный пенсионер может реально помочь предотвратить трагедию. В сложный момент ему удалось перестать быть бывшим железнодорожником и вновь оказаться на посту.
Автор: Екатерина Крюкова