Именная трещина Призыв

Именная трещина

Юрий Семенюк, осмотрщик-ремонтник ВЧДЭ-Карталы

Один из лучших специалистов на сети работает в Карталах.

Трещина, обнаруженная осмотрщиком-ремонтником ВЧДЭ-Карталы Юрием Семенюком, стала наглядным пособием для коллег. Обнаруженный им дефект теперь изучают во время технических занятий.

– На сегодняшний день Юрий Семенюк один лучших осмотрщиков-ремонтников Компании. Об этом красноречиво говорит тот факт, что он стал победителем отраслевого соревнования. Высокий профессионализм, строгое выполнение технологии осмотра помогают ему обнаруживать неисправности и трудновыявляемые дефекты литых деталей, – отмечает начальник ПТО на станции Карталы-1 Игорь Табаков.

Юрий Семенюк обслуживает транзитные поезда и отлично справляется с возложенными на него обязанностями. За последние годы он не допустил ни одного брака в работе. Благодаря чёткому соблюдению технологического процесса, своевременному устранению выявленных неисправностей Юрий Семенюк обеспечивает проследование поездов по гарантийному участку без задержек и отцепок вагонов.

Его послужной список впечатляет. Сегодня на его счету выявленные трещины в надрессорной балке и дефекты в боковых рамах, неисправности деталей автосцепного устройства и роликового буксового узла. В 2015 году он выявил четыре дефекта боковых рам тележек. Через год этот показатель довёл до шести, а в прошлом году обнаружил пять трудновыявляемых дефектов. Недавно нашёл в грузовом вагоне неисправную буксу. Каждый дефект – серьёзная угроза безопасности движения поездов. Все они в случае дальнейшего развития могли привести к серьёзным последствиям.

Но настоящим героем дня он стал, когда сумел обнаружить в колесе сквозную трещину длиной аж целых… 30 см и глубиной 3 см. Выявить такой дефект – настоящая удача для осмотрщика. Юрий Семенюк предотвратил потенциальный сход в грузовом составе.

– Этот случай стал для меня отличным уроком. После обеда в парк отправления из Тобола прибыл угольный маршрут назначением на станцию Золотая Сопка. Как обычно, я отправился обрабатывать состав. Подхожу к шестому вагону с головы поезда. Первое, что бросилось в глаза, – неравномерный прокат на одном из колёс, который, скорее всего, появился из-за ползуна. Это обстоятельст¬во сразу меня насторожило. Я внимательно осмотрел буксу, заглянул в технологическое окно и заметил, что ещё нет и тормозной колодки. Про себя отметил, что надо хорошенько обследовать колесо. Вдруг что-нибудь серьёзное! В нашем деле важна любая мелочь, которая может вывести на опасный дефект, – вспоминает Юрий Семенюк.

Так оно и получилось. Интуиция не подвела осмотрщика. Юрий привычно ударил молотком по колесу, а в ответ не услышал характерного «весёлого» звона. От металла исходил какой-то глухой и непривычный слуху звук. Попробовал ещё раз. Опять такая же картина. А это значит, что где-то нарушена целость литья. Осмотрщик начал буквально сантиметр за сантиметром обследовать колесо. Так и есть, трещина! Да ещё какая! Длиной целых 30 см и глубиной 3 см. Она переходила с диска на обод и уже вплотную «подкрадывалась» к поверхности катания. Юрий тут же доложил о дефекте руководителю смены. А чтобы проблемное место побыстрее обнаружили, воткнул в трещину спичку, а сам двинулся с осмотром дальше.

За проявленную бдительность вагонника поощрили денежной премией. Что касается колеса с трещиной, то руководство депо решило колёсную пару с таким ярко выраженным дефектом не сдавать в металлолом. Её установили на полувагон, находящийся на учебном полигоне. Вот так трещина, обнаруженная Юрием Семенюком, стала наглядным пособием для осмотрщиков-ремонтников. Дефект теперь изучают во время технических занятий, а молодым работникам рассказывают об истории его выявления.

О своей работе Юрий рассказывает обстоятельно, со знанием дела.

– Согласно инструкции нам необходимо осмотреть вагон по двенадцати позициям. В среднем на каждую отводится примерно две минуты. Но в грузовом вагоне четыре основных узла, создающих главную угрозу безопасности движения поездов. Это колесо, буксовый узел, боковая рама тележки и автосцепное оборудование. Вот им и уделяю основное внимание. По собственному опыту знаю: если здесь появился дефект или неисправность, то непременно жди беды, – говорит Юрий Семенюк.

При осмотре боковины Юрий первым делом внимательно вглядывается в зону радиуса R-55. Это непреложный закон, которому сегодня неукоснительно следует каждый осмотрщик. Именно в этом месте находится максимальное сопряжение кузова и колеса. Если осмотрщик обнаружил здесь чуть-чуть вздувшуюся краску или едва заметный налёт из металлического порошка с проблесками, то это первый признак того, что железо уже начало крошиться и зарождается дефект, который в любой момент может выстрелить. Подозрительное место он обязательно зачищает металлической щёткой и начинает тщательно исследовать иголкой на предмет зарождающейся трещины.

– В радиусе R-55 не должно быть ни раковин, ни сварочных наплавок. В противном случае их наличие может привести к образованию дефекта, а отсюда недалеко до излома боковой рамы. Кроме этого, каждый осмотрщик назубок знает перечень предприятий, чьи боковины находятся в зоне риска, и к их осмотру необходимо подходить самым внимательнейшим образом. В частности, это литьё с клеймом 14, 33, 1291, 5, а также 6733 и 5731, произведённое в Китае. Попадаются с браком и американские боковины, – поясняет Юрий Семенюк.

По мнению осмотрщика-ремонтника, серьёзную угрозу безопасности движения также несёт в себе автосцепное оборудование. Опасна неисправность поглощающего аппарата, клина тягового хомута и механизма автосцепки.

Юрий Семенюк пришёл на железную дорогу по совету родственников. Начинал трудовую деятельность в вагонном депо Карталы слесарем в колёсно-роликовом цехе, а затем перевёлся на ПТО. После того как прошёл обучение в Карталинской дортехшколе, переквалифицировался в осмотрщики. Неоднократно поощрялся руководством. Занесён на Доску почёта Карталинского отделения, Южно-Уральской дирекции инфраструктуры. А недавно осмотрщик-ремонтник ещё стал и обладателем титула «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте».
Автор: Вячеслав Чеботько