Дирижёр парка формирования Волжская магистраль

Дирижёр парка формирования

Владимир Ливитанский, дежурный по парку станции Нижний Новгород-Сортировочный

Как один человек может совместить ответственную работу, наставничество и активную общественную деятельность.

ОРДЕН «ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ» II СТЕПЕНИ – ЭТА ГОСУДАРСТВЕННАЯ  НАГРАДА БЫЛА ВРУЧЕНА ВЛАДИМИРУ ЛИВИТАНСКОМУ, ДЕЖУРНОМУ ПО
ПАРКУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ НИЖНИЙ НОВГОРОД-СОРТИРОВОЧНЫЙ.

Всего три человека с различных железных дорог России 28 марта были приглашены в Москву, на заседание расширенной коллегии Министерства транспорта РФ, для вручения почётных наград. Один из них – работник Горьковской дороги, Владимир Ливитанский.

Мы встречаемся спустя несколько дней после награждения. Просто сесть и поговорить при его работе невозможно. Формирование грузовых поездов на сортировочной станции – процесс непрерывный и очень ответственный. Я наблюдаю за работой Ливитанского и уже понимаю, каким словом опишу её в своей статье – «виртуозно».

Это – абсолютно искренне, без пафоса. Просто заглянем в словарь: «Виртуоз – человек, достигший в каком-либо деле высшей степени мастерства». Да, сегодня мы нечасто употребляем подобные выражения. Но другого определения просто невозможно подобрать.

– Помню свой первый день обучения на дежурного по парку. Пришёл я сюда, посидел, послушал – и не понял ничего. Откровенно говоря, даже были мысли, что не смогу освоить эту профессию, – вспоминает Владимир.
У него всё получилось. И даже больше, чем можно было предположить тогда. Но об этом немного позже.

– После железнодорожного техникума я не сразу стал работать на железной дороге. Скажем так, по семейным обстоятельствам. Спустя шесть лет после получения диплома пришёл сюда, на Сортировку, два года был составителем поездов. Этот опыт очень мне помог во время обучения на дежурного по парку – я уже знал общую специфику работы. В этом году будет уже 22 года, как я работаю на Горьковской магистрали, – говорит Ливитанский.

За это время было немало перемен, связанных с должностными обязанностями дежурного по парку. Но все они, отмечает Владимир, определённо к лучшему. Происходят процессы автоматизации. Так, новая система в автоматическом режиме сама контролирует спуск вагонов с горки. Перемены коснулись и рабочего регламента.

– Мне кажется, сейчас стало больше контроля на всех уровнях, и это – положительный момент. Без дисциплины и строгого исполнения инструкций на железной дороге работать нельзя, – уверен Владимир Ливитанский.
Он и сам строго следит за исполнением всех обязательных в работе железнодорожников требований. Уже больше семи лет Ливитанский – общественный инспектор по безопасности движения поездов.

– В среднем, за одну неделю отмечаю около десяти нарушений. И пусть они напрямую не угрожают безопасности движения поездов – например, забыли смазать стрелочный башмак после сильного дождя – но в нашей работе нет вещей неважных, незначительных, – считает Владимир.

Ливитанский активно участвует и в профсоюзной деятельности. Кроме того, в прошлом году вышел с инициативой к властям Канавинского района: предложил посадить молодые деревца в микрорайоне Сортировочном. Идею удалось воплотить в жизнь.

– Просто мне не всё равно. Если вижу, что где-то что-то можно исправить, улучшить – не могу пройти мимо. Говорите, инициатива наказуема? Нет, просто любое замечание, предложение должны быть аргументированы. Именно тогда результат будет положительным, – так просто объясняет свою позицию Владимир Ливитанский.

За годы работы он стал не только квалифицированным специалистом, но и опытным наставником. Признаётся, что сейчас даже и не вспомнит, сколько десятков начинающих дежурных по парку проходили у него обучение.
– Он и моим наставником был. Помню его первые слова, когда я только пришёл: «Сиди, слушай, запоминай, а главное – постарайся почувствовать весь рабочий процесс». На одной станции мы работаем уже с 2004 года, и одно из основных личностных качеств Владимира, которое я для себя отмечаю, – это неравнодушие. Очень много у нас на ГЖД ответственных и добросовестных работников, но для вручения такой государственной награды, как орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, выбрали именно Ливитанского. И, безусловно, он это заслужил, – таково мнение Романа Бунтилова, главного инженера станции Нижний Новгород-Сортировочный.

Учить других – совсем непросто. Это очень ответственное дело. Ведь именно наставник становится проводником в профессию, именно он должен всё правильно показать, объяснить, ответить на все вопросы. А чтобы научить всему верно, надо самому быть уверенным профессионалом в своём деле. Опыт наставника должен дополняться и особыми личностными качествами: умением говорить, слушать, желанием взаимодействовать, тактом, убеждённостью в правильности своего дела. Каждый человек талантлив. Наставничество – словно «персональная огранка» способностей человека, придание имеющимся навыкам правильной формы, создание новых плоскостей его профессионализма. В этом смысле наставник – тот, кто помогает человеку раскрыть его дарования. Каждый талант должен найти своего наставника.

– Получается, я словно за каждого из своих учеников отвечаю лично. В этом и состоит моя ответственность, – считает Владимир.

Кстати, для своего сына он тоже стал строгим наставником. Вот уже три года Илья Ливитанский работает на станции Нижний Новгород-Сортировочный составителем поездов. Ему 23 года, он окончил железнодорожный техникум и продолжает обучение в СамГУПСе. Здесь у меня появляется ещё один вопрос. Сколько же лет самому Владимиру Ливитанскому, если выглядит он на 35?

– В этом году буду отмечать юбилей – 50 лет. Спасибо за приятные слова, просто веду здоровый образ жизни. Не курю. Вино – очень редко. Занимаюсь спортом: дома у меня целых 300 килограммов различного железа. Отличный способ снятия стресса, кстати, – делится Ливитанский своим рецептом молодости.

Конечно, стрессов в нашей жизни избежать невозможно. Но что бы ни происходило в жизни, на работе нужно быть спокойным, внимательным, собранным, уверен Владимир.

– Верно люди говорят: всё плохое должно оставаться за порогом. Здесь, на работе, нет места лишним эмоциям. Но я не хочу сказать, что негатив следует нести домой! Напротив – к близким людям следует относиться максимально бережно, – считает  Владимир Ливитанский.

Мы вновь возвращаемся к теме наставничества. Я пытаюсь понять, какие факторы повлияли на то, что именно Ливитанский стал «проводником в профессию» для десятков начинающих железнодорожников. Может быть, он всегда хотел стать учителем?

– Нет, что вы! Но вот жена иногда шутит, что мне нужно было в армию идти. Просто я считаю, что везде, во всех сферах: и личной, и профессиональной – должен быть порядок. Пусть и не всегда это просто, но по-другому не могу, – так отвечает Владимир на этот вопрос.

Отцепить, прицепить, отправить. Он чётко отдаёт одно распоряжение за другим, управляя парком формирования.

– Я уверен, что очень важно искренне любить то дело, которым ты занимаешься. Кстати, всем своим ученикам я это говорю, – подчёркивает Владимир.

А я вспоминаю известное изречение древнего китайского мыслителя Конфуция: «Найди себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни дня в своей жизни». Да, всё именно так. Сегодняшняя встреча – ещё одно тому подтверждение.
Автор: Елена Минина