Самообразование – на первом месте Забайкальская магистраль

Самообразование – на первом месте

Владимир Матафонов, электромеханник, электромеханник Борзинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки

Электромеханник Борзинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Владимир Матафонов выиграл сетевой конкурс.

31 марта этого года электромеханик Борзинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Владимир Матафонов был награждён юбилейным нагрудным знаком «180 лет железным дорогам России». Приказ о его награждении подписал генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров.

2017 год для Владимира Матафонова был урожайным на события как личного характера, так и профессионального. Во-первых, он принял участие и занял второе место на сетевом этапе конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди электромехаников СЦБ, который в сентябре проходил в городе Пензе. Стоит отметить, что на аналогичном конкурсе в 2016 году, проходившем в городе Ростове-на-Дону, он занял четвёртое место. В конце декабря в Москве проходил аналогичный конкурс профессионального мастерства по стандарту Worldskills. В нём участвовали молодые профессионалы по компетенции железнодорожная автоматика из числа электромехаников СЦБ и представителей учебных заведений – высшего и среднего специального. Здесь он показал лучший результат, учтя свои прежние недочёты, с уверенностью выиграл состязания и стал лучшим электромехаником по компетенции железнодорожная автоматика. Во-вторых, в сентябре 2017 года он переехал в собственное жильё, которое приобрёл, благодаря железнодорожной ипотеке. Перешёл на новое место работы в своей организации. В -третьих, в августе у него родилась дочка Ирина, в которой папа души не чает.

– Вообще, в нашей профессии нужно постоянно работать заниматься самооборазованием – рассказал Владимир Матафонов. – Конкурс, который я выиграл в Москве, мало чем отличался от аналогичного, проходившего в Пензе. Но, я учёл и исправил свои недочёты, это и помогло мне одержать победу.

Мой собеседник рассказал, что победу в конкурсе ему помогли одержать правильно расставленные приоритеты. Он не стал выполнять задание по монтажу схемы с нуля, концентрируясь на красоте. Вместо этого собирал схему, уделяя повышенное внимание работоспособности и качеству выполненных работ. Работа по монтажу схемы продолжалась в течение двух дней. В первый – собирали схему, а во второй её уже запускали.

Рассказывая о конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» Владимир отметил, что в Пензе и Москве использовались элементы «WorldSkils». Отличительная особенность заключается в том, что конкурсанты соревнуются только в практических знаниях.

Необходимо отметить, что конкурс проходит в несколько этапов. Вначале конкурсанты соревнуются в дистанции, затем победителей ожидает дорожный уровень, и, наконец, – сетевой. Сложность решаемых задач возрастает с каждым этапом.

Корме конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди электромехаников, Владимир участвовал и в сетевой викторине на знание правил технической эксплуатации. По его признанию, в викторине ему немного не хватило везения.

– Участие в конкурсах помогло мне найти слабые места в своей профессиональной подготовке, признаётся Владимир. – Если делать работу над ошибками, всё обязательно получится.

Родился Владимир в 1991 году в селе Ильдикан Балейского района. Его родители, Леонид Владимирович и Наталья Борисовна, переехали в посёлок Шерловая Гора Борзинского района. Здесь маленький Володя вначале ходил в детский сад, а когда подрос, окончил среднюю школу.

Кстати, Владимир ещё со старших классов видел себя специалистом, работающим со сложными электротехническими устройствами. Его любимыми школьными предметами были физика и информатика. Многие советовали ему поступать в энергетический институт Забайкальского государственного университета. Однако юноша поступил в Забайкальский институт железнодорожного транспорта на специальность «Автоматика и телемеханика и связь» по целевому направлению от Борзинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки.

По его признанию, на выбор специальности, повлияло то, что технологии, использующиеся в автоматике, телемеханике и связи, требуют усидчивости и сосредоточенности на решении того или иного вопроса. А от других сфер её отличает разнообразие сложных приборов.

Три года он учился в Чите, а два последних курса заканчивал в Иркутском государственном университете путей сообщения. Специфика полученной профессии такова, что знания пригодятся не только на железнодорожном транспорте, но и в других сферах деятельности.

Процесс обучения в вузе для Владимира был интереснее школьного. Ведь здесь большинство материала преподаватели давали для самостоятельного изучения. Кроме того, интерес вызывали практические и лабораторные занятия. Однако, были и сложности, среди которых – осознание ответственности:

– Поступление в вуз и получение профессии нужно не родителям, а, прежде всего, самому себе, – отметил Владимир. – Как только студенты это начинают понимать, они начинают лучше учиться и меньше пропускать занятия.

Особенный трепет у него вызвал момент, когда приехал на практику в Борзинскую дистанцию сигнализации, централизации и блокировки и начал осваивать мастерство электромеханика непосредственно на предприятии.
– Когда я впервые надел форму электромеханика и начал постигать азы профессии на практике, мне пришло осознание, что это именно то дело, которым хочется заниматься всю жизнь, – вспомнил Владимир. – Такого чувства у меня прежде не было, ни во время вступительных экзаменов в вуз, ни в ходе сессий.

В 2013 году Владимир окончил Иркутский государственный институт путей сообщения с «красным» дипломом. Так как у него было целевое направление, он вернулся в Борзю и сразу начал работать в дистанции сигнализации, централизации и блокировки электромехаником КТСМ (комплекс технических средств многофункциональный), осуществляющим контроль за состоянием подвижного состава. На этой должности Владимир проработал всего полгода, так как его призвали в ряды Вооружённых сил России.

Службу проходил в танковых войсках, дислоцированных в посёлке Песчанка, на должности старшего мастера-аккамуляторщика. Знания и технические навыки, полученные во время учёбы, пригодились и в армии.
Год пролетел быстро. И после службы Владимир Матафонов вернулся в ставшую уже родной Борзинскую дистанцию сигнализации, централизации и блокировки. После возвращения ему предложили работать на крупной приграничной станции Забайкальск.

– В Забайкальске я входил в одну из двух бригад, занимающихся обслуживанием устройств СЦБ станции, – заметил Владимир. – В мои задачи входило обслуживание постовых устройств электрической централизации станции.

На станции Забайкальск Владимир провёл два года. В прошлом году у него появилась возможность приобрести жильё в Борзе, и он перевёлся работать на станцию Шахтёрская. График у него сейчас обыкновенный – ежедневно по будням восьмичасовой рабочий день. До работы и обратно мой собеседник добирается на личном автомобиле.

– Для меня такой график наиболее комфортный, – сказал Владимир. – Можно планировать не только рабочий день, но и выходные.

По словам моего собеседника, в его работе, впрочем, как и любой другой, не бывает без сложностей. Но все они разрешимы. Главное – уметь сосредоточиться на выполнение поставленных задач.

Владимир отметил, что его работа по обслуживанию средств сигнализации, централизации и блокировки осложнена тем, что возникают отказы в работе устройств. Кроме того, часто в работе системы встречаются мелочи, которые можно было бы исправить заранее, ещё на этапе проектирования и создания приборов на заводах-изготовителях.

– В нашей работе главное – вовремя провести профилактическую работу с устройствами сигнализации, блокировки и централизации, – отмечает Владимир Матафонов. – Количество отказов прямо пропорционально качеству обслуживания технических средств. Часто сбои случаются из-за некачественного обслуживания. Многое зависит от работы электромеханика на месте.

Ещё будучи студентом Забайкальского института железнодорожного транспорта, Владимир познакомился с будущей супругой, Надеждой. Она – выпускница ЗабИЖТа по специальности «Управление движением. Организация перевозок на железнодорожном транспорте». А в 2016 году они поженились. До декретного отпуска Надежда работала в Забайкальской дистанции погрузочно-разгрузочных работ специалистом по охране труда.

– Сейчас для меня самые большие сложности вызывает процесс воспитания дочери, – смеётся Владимир. – Оказывается, это не только интересный и волнующий опыт, но и очень трудоёмкий процесс. Порой ты чувствуешь себя растерянным от того, что не знаешь, как успокоить плачущего ребёнка, и, наоборот, радуешься каждой её улыбке.

Несмотря на то, что девочка ещё маленькая, она уже несколько раз путешествовала в Читу на машине. Кстати, дорогу она переносит хорошо. По словам Владимира, главное – вовремя накормить ребёнка и в случае чего успокоить.

В свободное от работы время Владимир любит проводить за рулём автомобиля «Toyota Allion». Выезжают всей семьёй в лесок, расположенный недалеко от города. Летом собирают грибы и ягоды.

Владимир Матафонов на данный момент не задумывается о том, кем он будет через несколько лет. Тем не менее, он считает, что ему нужно расти профессионально. Для этого нужно немного подождать, отточить свои навыки и мастерство в Борзинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки.

У меня очень удобная профессия, – сказал Владимир. – Если дома что-то из бытовой техники сломается, всегда можно разобраться, найти неисправность и починить.
Автор: Алексей Смоляков