Странный звук на пути Призыв

Странный звук на пути

Алексей Фёдоров, машинист электропоезда моторвагонного депо Сакмарская Южно-Уральской дирекции моторвагонного подвижного состава

Машинист обнаружил разрыв рельсового стыка и предотвратил возможный сход поезда.

В то раннее зимнее утро Алексей Фёдоров вёз пассажиров по маршруту пригородного сообщения №6762 Оренбург – Кувандык. При подъезде к остановочному пункту 62-й километр он услышал непривычный звук.

– Мы проехали станцию Чебеньки и приближались к платформе 62-й километр, – вспоминает Алексей Владимирович. – Уже почти доехали, я начал тормозить, затем поехал с небольшой скоростью. Практически остановились, и вдруг я скорее почувствовал, чем услышал, какой-то странный стук. Такой неявный, тихий. Это сразу вызвало у меня подозрение.

Может быть, кто-то другой не обратил бы на это внимания, но только не бдительный машинист. Он остановил электропоезд, открыл двери пассажирам и попросил помощника осмотреть ходовую часть и рельсы, чтобы выяснить, что могло вызвать этот звук. Было утро, 6:21 по московскому времени. Зима, ещё окончательно не рассвело. Тимур Аликберов взял фонарик, вышел из кабины и, внимательно осмотрев пути, обнаружил разрыв рельсового стыка.

– Помощник доложил мне о своей находке, и я даже не поверил, что такое возможно, – признаётся машинист. – Вышел и убедился сам. Два болта на накладке сорвало, и рельс на 150 мм сместился в сторону попутного нам направления.

Как позже сообщили путейцы, причиной неисправности стал излом двух стыковых болтов чётного пути, которые из-за совокупности отступлений в текущем содержании выразились в незакреплении звеньевого пути от угона. Это привело к продольному перемещению рельсов и срезу двух стыковых болтов в принимающем рельсе.

Дальше ехать было нельзя. Локомотивная бригада доложила о случившемся диспетчеру. По внутренней связи машинист сообщил пассажирам, что по техническим причинам поезд будет стоять неопределённый период времени.

– Приехали путейцы, наложили на рельс струбцину, на время соединившую участок разрыва, – рассказывает Алексей Фёдоров. – Только после этого мы смогли медленно проехать участок. Задержка поезда из-за неисправности составила 1 час и 31 минуту. Но, как ни странно, все пассажиры отнеслись к ситуации с пониманием.

После устранения неисправности машинист стал анализировать ситуацию и осознавать, какие могли быть последствия. Если бы локомотивная бригада не проявила бдительности, высока вероятность, что при отправлении с платформы электропоезд сошёл бы с рельсов. При следовании на небольшой скорости серьёзных повреждений состава и инфраструктуры, скорее всего, не случилось бы, но следом за ними на полном ходу мог проходить другой состав. Установленная скорость на этом участке – 120 км/ч. Тут уже вряд ли удалось бы избежать печального итога.

– На этой платформе останавливаются только пригородные поезда, поэтому, наверное, нам повезло, что в расписании маршрута была графиковая остановка, – рассуждает Алексей Владимирович. – Мы же отвечаем не только за самих себя, но и за безопасность пассажиров. Поэтому я благодарен обстоятельствам за то, что нам удалось вовремя заметить угрозу.

Если наш собеседник благодарит в этой ситуации внешние обстоятельства, то руководство Южно-Уральской дирекции моторвагонного подвижного состава приняло решение отметить благодарственным письмом локомотивную бригаду. Поощрила железнодорожников и Южно-Уральская дирекция инфраструктуры. Бдительность – важное качество для любого работника магистрали, а для того, от кого зависит безопасность целого пассажирского состава – особенно.

Руководство отправило рапорт в Центральную дирекцию с просьбой представить машиниста Алексея Фёдорова и помощника Тимура Аликберова для награждения именными часами генерального директора, председателя правления ОАО «Российские железные дороги» за проявленную бдительность и образцовое выполнение должностных обязанностей.

– В рамках режима «повышенная готовность» во время новогодних праздников мы должны были более внимательно наблюдать за состоянием путей, опор, контактных проводов и подвижных составов, а также за подозрительными лицами во избежание террористических актов, – рассказывает Алексей Фёдоров. – Именно это и помогло нам сохранить в безопасности себя и наших пассажиров.

Для машиниста, который занимает должность относительно недавно, с 2015 года, этот инцидент вполне можно назвать настоящей проверкой на профессионализм. В депо и дирекции уверены, Федоров прошёл её достойно.

На железную дорогу Алексей Фёдоров пришёл в 2007 году после окончания Оренбургского техникума железнодорожного транспорта. Алексей – работник магистрали в третьем поколении.

– Я с детства любил смотреть на поезда, всё время представлял, каково это, управлять такой огромной машиной, – вспоминает наш собеседник. – Быть где-то рядом с подвижными составами, обслуживать инфраструктуру мне не хотелось. Прошло время, и мечта сбылась, я сел за правое крыло локомотива.

В течение первого года своей трудовой деятельности Алексей Фёдоров работал помощником машиниста тепловоза в ТЧ-14 на грузовых и маневровых поездах, после чего перешёл в моторвагонное депо Сакмарская, где работает по сей день.
– Когда впервые отправился в самостоятельный рейс, чувствовал себя недостаточно уверенно, – признаётся он. – Но это ощущение длилось недолго. Сейчас каждая поездка – дело привычное.
Алексей Фёдоров уверен: хоть работа – это, прежде всего, большая ответственность, но в ней есть место романтике.

– Когда едешь по просторам нашего края, лучше чувствуется смена времён года, в городе не так, – отмечает он. – Наступает весна – мы любуемся зеленеющими деревьями, придёт осень – природа станет особенно красивой в своём жёлто-красном одеянии. Диких животных часто видим: косулей, кабанов, зайцев, лисиц… Они нередко выходят к путям.

К счастью, случаев, связанных с неисправностями техники или пути, у Алексея Фёдорова до этого года не возникало. Однако работа машинистов всегда полна разных нестандартных ситуаций. Ещё будучи помощником, наш собеседник нередко помогал пожилым людям заносить тяжёлые сумки в вагон с низкой платформы, чтобы поскорее отправиться дальше. Уже став машинистом, когда позволяло время, дожидался опаздывающих пассажиров, устраивающих «спринтерский забег» до электропоезда. А однажды пришлось даже спасать человека…

– Это случилось пару лет назад, – вспоминает Алексей Владимирович. – Мы прибыли на станцию, уже темнело. Я заметил, что на соседних путях что-то лежит. Присмотрелся, это оказался мужчина. Он лежал прямо на крестовине стрелочного перевода, как выяснилось, находился в состоянии сильного алкогольного опьянения. Если бы в тот момент пошёл поезд, человек оказался бы под ним. Мы быстро вытащили его, увезли на конечную, в Оренбург. Наверное, он ничего и не помнил…

Алексей Фёдоров уверен в том,что и в работе, и в жизни всегда нужно быть начеку. Ведь именно это помогает грамотно среагировать в любой нестандартной ситуации, а порой и сохранить жизни.
Автор: Марина Паниковская