Сработали внимание и опыт Забайкальская магистраль

Сработали внимание и опыт

Матвей Пляскин, монтёр пути

Монтёр пути Хилокской дистанции пути Матвей Пляскин выявил серьёзный дефект рельса, грозивший безопасности движения поездов.

5 февраля 2018 года молодой работник Хилокской дистанции пути Матвей Пляскин вышел на привычный маршрут. Обычный день, на работу к восьми часам, на электропоезде добрался до своего участка, а там, как поётся в известной песне, «по шпалам, опять по шпалам»...

За 11 лет работы на одном участке каждый стрелочный перевод, каждый метр пути, каждая накладка знакомы опытному путейцу. Сколько часов проведены на этом участке, сколько литров пота пролито в тяжёлом путейском труде... И вот уже ближе к концу рабочего дня при осмотре пути на 6015-м км, на чётном пути по правой рельсовой нити Матвей обнаружил трещину в рельсе.

– Я бы не смог пройти мимо такого явного дефекта, – вспоминает Матвей Пляскин. – Трещина бросалась в глаза. Нужно было срочно менять рельс. В одиночку за такую работу не возьмёшься. Я сразу сообщил о случившемся начальнику производственного участка.

Благо, его руководитель, Жамсо Жамсаранов, был неподалёку, работал в Тайдуте. Он незамедлительно выехал на место, чтобы осмотреть выявленную неисправность.

– Прибыв на 6015-й км, осмотрел дефектный рельс, незамедлительно сообщил дежурному по станции Тайдут Наталье Михальковой о необходимости ограничения скорости поездов до 40 км/час, – рассказывает начальник производственного участка. – Затем вызвали путейскую бригаду, выставили сигналистов, быстро и слаженно произвели смену дефектного рельса.

Уже после того, как все ремонтные работы были завершены, Жамсо Бадмаевич ударил молотком по трещине. От первого же сильного удара от головки рельса отвалился существенный кусок металла.

– А если бы обходчик прошёл мимо, не заметив опасной трещины? Под тяжёлыми составами рельс мог окончательно разрушиться, что могло привести к тяжёлым последствиям, а может быть, и к сходу поезда. Хотя сам-то понимаю, что это могло случиться в другом случае, но только не с Матвеем Пляскиным. Когда в обход выходит он – моё сердце спокойно. Ничего не уйдёт от зоркого глаза молодого, но уже опытного путейца. За кем-то другим можно идти следом и выявлять пропущенные дефекты, но только не за ним! Он – моя надежда и опора на участке. Один из лучших монтёров пути! – не скупится на похвалу Жамсо Жамсаранов.

Матвей Пляскин – продолжатель семейной династии, он вот уже одиннадцатый год трудится на третьем производственном участке на станции Тайдут. А ведь, как сам признаётся, становиться путейцем и не собирался. После окончания школы крепкого, высокого харагунского парня призвали в армию. Судьба с самого начала преподнесла ему серьёзное испытание, забросив на Северный Кавказ. Там Матвей Пляскин два года служил связистом во внутренних войсках. После окончания срочной службы друг-сослуживец предложил: «А давай на контракт здесь останемся?». Матвей не торопился возвращаться в родное село, знал, что там с работой тяжело, многие предприятия закрылись, кроме как на железную дорогу и пойти-то некуда. Не лес ведь идти воровать да сдавать за бесценок китайским предпринимателям? Решил и дальше продолжать карьеру военнослужащего на Северном Кавказе. После года службы по контракту собрался в отпуск, навестить семью в родном Харагуне. На одной из дискотек в сельском клубе в шумной компании друзей познакомился с очаровательной девушкой с редким именем Илонна, в которую сразу же влюбился, да так сильно, что уже и не до службы на Северном Кавказе было. После окончания отпуска отправился через всю страну, увольняться. Вернулся на родину, а уже через месяц принёс заявление в Хилокскую дистанцию пути, на третий производственный участок, где ранее трудились деды по материнской и отцовской линии, дядя и тетя. Да и отец Матвея, Андрей Викторович, последние рабочие годы крутил баранку путейской «летучки», доставляя своих коллег на самые труднодоступные участки. Железнодорожные традиции всегда были крепки в его семье, о родственниках Матвея, путейцах, всегда с уважением отзывались земляки и коллеги. Как ни пытался он обмануть судьбу, всё равно так или иначе пошёл по отцовским стопам.

Как признаётся Матвей, сразу перестроиться с армейской жизни на железнодорожную было непросто. Благо, на помощь пришли опытные коллеги-наставники – Дмитрий Яковлев и Игорь Домшаев. До сих пор Матвей благодарен им за внимательное отношение и заботу о монтёре-новобранце. Сейчас Матвей работает в крепкой связке со своими товарищами, старается ни в чем их не подводить. За эти годы Дмитрий Яковлев стал мастером.

Это только на первый взгляд кажется, что труд путейца прост: была бы сила, маши молотком, ворочай рельсы и шпалы. На самом деле и здесь без знаний и смекалки никуда, да и опыт очень помогает в работе.
– Поначалу для меня, как и для многих новичков, целая проблема была – как ударить по костылю, чтобы он не загнулся, а под нужным углом зашёл в деревянную шпалу, – с улыбкой вспоминает свои первые трудовые дни Матвей. – А чего стоило освоить путейский «язык», запомнить все названия рабочего инструмента?

Родной дядя, Иван Петрович Чиглинцев, учил племянника путейским премудростям, помогал советом, оберегал от ошибок, делился опытом. А новичок внимательно слушал наставника и старательно всё запоминал. Это сегодня он в путейской работе стал на все руки мастер, постоянно повышает квалификацию в технической школе. Недавно прошёл обучение на монтёра пути пятого разряда.

– Матвей Андреевич за 11 лет стал незаменимым работником: первый в текущем ремонте, во время технологических «окон» тоже надёжная боевая единица, успешно справляется с работой стропальщика, сварщика. В любом деле могу на него положиться и знаю, что не подведёт, – характеризует путейца Жамсо Бадмаевич. – Сегодня уже к нему за советом идёт молодёжь, да и для ровесников своих он пример в работе! Сам немногословен, шуток-анекдотов от него не услышишь, зато в работе за ним не угнаться! Душой болеет за общее дело. Своим добросовестным трудом стремится балловую оценку пути повысить, производственные показатели выполнить, готов по первой просьбе в выходные и праздничные дни на участок выехать. Побольше бы таких монтёров пути!

У молодого путейца дела спорятся и дома, и на работе. Он успевает и свой дом, и хозяйство содержать, и помогать жене на огороде. На его подворье сытно и тепло живётся коровам с телятами.
– Как летом с покосом управляетесь, в разгар-то путейской страды? – интересуюсь я.

– Стараемся везде успеть, – улыбается Матвей. – И рельсы-шпалы по плану заменить, и коровам сена на зиму заготовить.

Супруга с пониманием относится к тяжёлому труду мужа, не корит за то, что подолгу задерживается на работе, по первому зову мчится на путь. Она старается поддержать мужа в его начинаниях, посытнее собрать харчи да потеплее подобрать одежду. У супругов Пляскиных подрастают сыновья – 9-летний Кирилл и полуторагодовалый Никита. Кирюха с папой уже и горбыль пилит, и по хозяйству хлопочет, а в редкие часы отдыха они вместе отправляются на рыбалку. Своего старшего Матвей готовит в железнодорожники. Сам в душе сожалеет, что не пришлось окончить техникум. Но какие его годы, ведь всё ещё впереди!

– Вместе с женой твердим сыну: с первого класса учись хорошо, налегай на точные науки, чтобы не пришлось всю жизнь кувалдой махать, как мне, – говорит Матвей. – Хочу, чтобы кто-то из моих сыновей окончил железнодорожный институт, работал инженером, а какую профессию выберут, продолжат ли путейскую династию – решать, конечно, им. Ведь сегодня для молодых специалистов на железной дороге и в компании открываются большие возможности! Есть где проявить знания и творческие способности, да и социальная поддержка у начинающих профессионалов хорошая: подъёмные, льготная ипотека! В наше время такого не было. Знай только – работай!

А работать Пляскины умеют на совесть. Это, видно, у них семейная черта, передающаяся по наследству.

– Матвей Пляскин – ответственный, дисциплинированный, скромный работник, – говорит о нём заместитель начальника Хилокской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Татьяна Чащина. – Ведь и в «горячей точке» на Северном Кавказе служил, но никогда не будет требовать к себе привилегированного отношения. Даже правом выбора отпуска в летний период не всегда воспользуется. Понимает ведь, как нужен в это время на пути. Конечно, случай с выявлением опасной неисправности пути мы не могли не отметить.

За проявленную бдительность руководство Хи­лок­ской дистанции пути ходатайствовало перед начальником Забайкальской дирекции инфраструктуры Павлом Третьяком о награждении ответственного монтёра.

К мартовской зарплате Матвей Пляскин получил и заслуженную премию.

– Что и говорить, приятно, – отметил Матвей Пляскин. – За 11 лет много приходилось неисправностей на пути выявлять, но вот такой серьёзный дефект попался впервые. Буду и впредь стараться не терять бдительность, ведь железнодорожный путь – основа, на которой вся работа железнодорожного транспорта строится. И оттого, насколько он будет надёжным, зависит и жизнь пассажиров, и сохранность перевозимых грузов, и наше благополучие.
Автор: Ольга Стракович