Все работаем в одной связке Транссиб

Все работаем в одной связке

Сергей Путилов, составитель поездов станции Иня-Восточная

Преданность профессии новосибирского железнодорожника отмечена государственной наградой.

В среду временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников вручил составителю поездов станции Иня-Восточная Сергею Путилову медаль ордена «За заслуги перед Отчеством» I степени. С 2001 года он третий работник Западно-Сибирской железной дороги, удостоенный этой награды.

Всегда на своём месте
– О работе составителя поездов не мечтают. Это не такая профессия, – говорит Сергей Путилов. – Представьте, что в дождь и снег, в мороз за минус тридцать нужно находиться на улице, на вагоне. Едешь, а в лицо дует ледяной ветер, летит колючий снег. Ощущения сильные. Некоторые приходят работать на железную дорогу и не могут просто физически выдерживать этого. Недаром же нас, составителей поездов, в 55 лет уже на пенсию отправляют.

Хоть и приходится сталкиваться с капризами природы, именно она, природа, и привлекает Сергея Путилова. Непредсказуемые и часто суровые погодные условия напоминают ему о детстве, которое он провёл в селе Завьялово Новосибирской области. Его отец был егерем, поэтому общение с природой было довольно тесным. Возможно, именно сибирские условия закалили в нём характер и сделали выносливым. Сейчас выйти на работу ранним утром, увидеть рассвет, услышать пение птиц и стук колёс – это то, что даёт положительный настрой. В своей профессии он проработал уже больше 30 лет.

– Сергей Георгиевич –  один из самых опытных и, наверное, лучших в этой профессии, –  считает начальник станции Иня-Восточная Мирзобек Мирзорахимов. – Благодаря своим знаниям и огромному опыту он является авторитетным человеком на станции – хорошим коллегой, надёжным товарищем, терпеливым наставником. Он всегда проявляет инициативу: сообщит о каких-то острых моментах, акцентирует внимание на тех процессах, которые нужно улучшить. Это позволяет вовремя направить усилия на решение конкретной задачи.

Результат на железной дороге зависит от всего коллектива, резонно замечает составитель поездов. Все трудятся в связке, поэтому каждый должен ответственно относиться к своей работе. Но именно многолетняя преданность профессии отличает Сергея Путилова среди других составителей поездов.

– Многие годы обучаю новых сотрудников, от наставничества получаю большое моральное удовлетворение, – рассказывает он. – Сейчас, например, молодёжь приходит на станцию, немного поработает и уходит на повышение. А прийти на одно место и трудиться всю жизнь – таких единицы. 

На одном месте даже камень обрастает, говорила мать Сергею Георгиевичу. Но прежде, чем обрести сегодняшнюю профессию, он также искал себя.

«Обычная» работа в Чернобыле
Трудовая деятельность Сергея Путилова началась на Новосибирском приборостроительном заводе, где он работал токарем. Затем была армия, где он получил водительские права. Вернувшись на «гражданку», устроился водителем маршрутного автобуса, но вскоре разочаровался в этой профессии и пошёл на Новосибирский завод химконцентратов. За свой труд на заводе получил знак «Ударник XI пятилетки». В дальнейшем пять лет Путилов служил по контракту в армии.

–  В 1987 году меня направили в командировку в Чернобыль. Был старшиной роты: сто человек, и всех надо накормить, напоить, одеть, обуть, – вспоминает Сергей Путилов.
Военные разбили палаточный городок недалеко от деревни Черемошна. В 30-километровой радиационной зоне практически никто не жил. Всех предупредили, что нужно быть предельно аккуратными. Хотя были и те, кто пренебрёг правилами безопасности. Их уже давно нет с нами.

В то время много различных подразделений приехало устранять последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Кто-то работал на самой АЭС. Бойцы в свинцовых фартуках с крыши сбрасывали куски графита. Другие убирали лес, который был рыжим от радиации. Его вырубали, вывозили в овраги и засыпали землёй.
– Я привозил солдатам нашей роты обед на объекты, – рассказывает Сергей Георгиевич. – Поблизости от Чернобыля был пункт переодевания, где давали специальную робу, сапоги, чтобы радиацию не разносить. Выезжаешь – всё снимаешь, машину замеряют на уровень радиации и обмывают. Об опасности тогда особо не разговаривали, это была просто работа. Надо же было кому-то всё это делать.

Позже за устранение последствий аварии на Чернобыльской электростанции Сергея Путилова наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

На первом месте
– В 1988 году я искал работу со сменным графиком. В итоге, выбрал профессию составителя поездов, – говорит Сергей Георгиевич. – Когда устроился на железную дорогу, зарплата у меня была больше, чем у начальника станции. И хотя моя работа довольно сложная, тяжёлая и ответственная – настоящая мужская работа, – она мне нравится. В своё время мне предлагали стать дежурным по станции, но я отказался.

Конечно, железная дорога привлекает и своими социальными условиями. Например, хорошей санитарно-курортной базой. Как чернобылец Сергей Путилов побывал почти во всех санаториях компании.

Сменный график, который целенаправленно искал для себя Сергей Путилов, сейчас помогает реализовывать различные идеи. Например, он увлекался резьбой по дереву. Долгими зимними вечерами изготавливал двери, скамеечки, обставлял собственноручно выполненными поделками и мебелью свой дом. Кстати, навыки резьбы по дереву он перенял от отца. Сейчас увлекается изучением истории. Самообразование, считает он, помогает не только расширять кругозор, но и поддерживать активность ума.

Но на первом месте у Сергея Георгиевича, конечно, семья. Играть и гулять с очаровательной полуторагодовалой внучкой – обязанности, к которым он относится с особой любовью.
Автор: Дарья Доротова