Если не мы, то кто? Северная магистраль

Если не мы, то кто?

Ирина Заботина, ведущий специалист по управлению персоналом Северной дирекции здравоохранения

Ирина Заботина защитила бездомных животных, преградив путь жестокости и бездушию.

В России 2018 год объявлен Годом волонтёра. Наверное, это лучший способ признать заслуги людей, готовых в любую минуту не по приказу, а по велению души протянуть руку помощи тем, кто в этом больше всего нуждается, потому что сами волонтёры – люди невероятно скромные и не любят говорить о себе. 

Коллеги ведущего специалиста по управлению персоналом Северной дирекции здравоохранения Ирины Заботиной, пожалуй, не догадываются, что этой скромной женщине практически в одиночку удалось прекратить в Ярославле чудовищную практику умерщвления бездомных животных, шедшую вразрез как местному, так и российскому законодательству.

В одном из уютных ярославских двориков, где каждый житель знает соседа не только в лицо, но и по имени, где ходят друг к друг в гости семьями, а дети растут под присмотром бдительных бабулек, жила собака Джесси. 

Ничейной Джесси не была, напротив, она была общая и всеми жителями любимая, а больше всех её опекала Ирина Заботина. Когда Джесси принесла очаровательных щенков, Ирина нашла для них хозяев. Малыши должны были отправиться в семьи, но… пропали со двора. 

Исходив все соседние дома, женщина нашла свидетелей, которые рассказали, как во двор заехала машина и какие-то люди забрали щенков. Это были работники некой организации «Фармина», которая выполняла контракт в рамках муниципального заказа по отлову, передержке и эвтаназии бездомных животных.  

По закону, все отловленные животные, потерявшиеся и бездомные, должны содержаться в пункте отлова 10 дней. Это время даётся на то, чтобы владельцы нашли своих беглых питомцев, а бездомные животные обрели хозяев. 

Ирина отправилась за своими подопечными в ООО «Фармина». Сначала представители этой организации и связанной с ней фирмы «Зелёная планета» уверяли, что собаки живут в питомнике в Ярославле, потом признались, что передержка находится в посёлке Михайловское, под Рыбинском. Ирина лично объехала весь посёлок и его задворки, опросила десятки местных жителей – те даже не слышали ни о каком центре. Когда возмущённая женщина, наконец, добилась встречи с хозяином «Фармины» и «Зелёной планеты» Денисом Субботиным и потребовала вернуть собак, вместо содействия в возврате щенков она услышала угрозы и узнала, что щенки были убиты сразу на месте отлова. 

– Уже в ходе поисков я начала догадываться, что «центр по передержке отловленных животных» существует лишь на бумаге, поэтому от меня и прячутся работники «Фармины» и «Зелёной планеты». Но надежда теплилась, что наши малыши найдутся, – рассказывает Ирина Заботина. – Потом появилось какое-то отчаянное чувство возмущения от безграничного цинизма и безнаказанности. Для себя решила: своих собак я не спасла, но могу спасти других и вернуть порядок отлова безнадзорных животных в русло закона. 

Ирина Заботина пошла «по инстанциям». Нельзя сказать, что в администрации города её приняли с распростёртыми объятиями, скорее, отмахнулись. Тогда Ирина обратилась в СМИ и к депутатам. Выяснилось, что она не единственная в Ярославле, у кого бесследно исчезли животные. От горожан в «Фармину», «Зелёную планету» и в Агентство по муниципальному заказу ЖКХ поступали другие жалобы, но пробить бюрократическую стену никому не удалось. 

Активные действия Ирины Заботиной всё изменили. Была возбуждена прокурорская проверка. В администрации города были вынуждены признать: условия контракта организациями «Фармина» и «Зелёная планета» не выполняются. В итоге мэрия расторгла контракт с Субботиным, а на базе муниципального унитарного предприятия «САХ» был построен питомник для реальной передержки отловленных собак, который в настоящее время открыт для волонтёров, СМИ и регулярно устраивает выставки-раздачи животных. 

Сама Ирина Заботина – активный помощник другого приюта для животных – «Ковчега». В нём содержатся около 160 собак. 

– После того как я прошла весь тот страшный путь, решила, что буду помогать одному из питомников Ярославля. За все беды и несчастья животных отвечает человек, – говорит Ирина. 
«Ковчег» существует с 2009 года и выживает исключительно за счёт пожертвований неравнодушных горожан, личных средств волонтёров и кураторов фонда. Каждый, кто любит животных, но не может содержать питомца дома, имеет возможность взять под опеку собаку в приюте. Ирина Заботина, например, намеренно не стала заводить собственную собаку, потому что не смогла бы уделять должного внимания бездомным. 

В выходные дни Ирина с мужем и дочерью отправляются в «Ковчег», по очереди выгуливают несколько собачек. Это очень важное мероприятие, потому что без активного движения животные начинают болеть.

В приюте Ирина с супругом берутся за любую работу: ремонтируют и строят вольеры, кормят и моют животных, ухаживают за собаками, перенёсшими операции.  

«Горячие» деньки для них – осень, когда нужно утеплять вольеры, и весна, когда необходимо привести в порядок территорию после таяния снега. 

– Приют – это лишь временный дом для собак, а наша конечная цель – найти каждому из питомцев любящую семью. И если не мы будем это делать, то кто? – говорит Ирина.
Автор: Вера Кузнецова