Преодолевая стихию воды Звезда

Преодолевая стихию воды

Роман Кутернега, машинист тепловоза локомотивного депо Туапсе

В сложных погодных условиях при трудном профиле пути и проявляется профессионализм.

Череда затяжных ливневых дождей создала тогда много проблем жителям Большого Сочи, провоцируя в Адлерском районе частые сели и оползни. А тут ещё и мелкие горные речки переполнились водой из-за непрекращающихся осадков, и одна из них в тот день как раз и вышла из берегов. 

Роман вспоминает, что из-за погодных условий путь из Сухума до Адлера был напряжённым как никогда. Участок сложный – много кривых, железная дорога в этих местах вписывается в узкое пространство между горами и морем. Опытные машинисты рассказывают, что каждую 3-4 поездку здесь можно увидеть и как камни летят, и как деревья падают. Внимательно вглядываясь вперёд, Роман заметил, как вдруг по железнодорожной колее побежала вода. Машинист немедленно начал экстренное торможение. В считанные минуты вода поднялась выше головки рельса. И тут же набежала волна, железнодорожный путь совсем затопило.

– Я тогда вёл пассажирский поезд № 306 Москва – Сухум. Остановились где-то на 2095-м километре. Когда основная волна сошла (это тоже произошло достаточно быстро), доложил ситуацию диспетчеру, и мы поехали очень медленно, не более 15-20 км в час, – рассказывает Роман Кутернега. 

Доехав до 2092-го километра, машинист обнаружил размыв пути, и вновь немедленно остановил поезд. Рельсы висели практически в воздухе. На метр в глубину полностью отсутствовал грунт. Протяжённость аварийного участка была не менее 15 метров. В очень краткие сроки абхазские путейцы во главе с начальником дистанции прибыли на место ЧП и быстро в районе размыва установили шпальную подушку. Под их контролем машинист и его помощник Иван Вострухин аккуратно провели поезд по временному покрытию. 

– Передвигаться по шпальной подушке допустимо со скоростью не более 3 км/час, но эти 15 метров мы проехали быстро. Несмотря на все восстановительные работы и преодоление препятствия, в Адлер поезд прибыл по графику, – рассказывает Роман, – возможно, пассажиры даже и не заметили, с чем нам пришлось столкнуться. 
 
За 16 лет работы в локомотивном хозяйстве Роман Кутернега бывал в разных ситуациях. Да и вырос он не где-нибудь, а на Северном Кавказе, поэтому природными катаклизмами и стихийными бедствиями его особо не удивишь. Роман вспоминает, как в августе 2003 года на участке Чемитоквадже – Якорная Щель в результате непрекращающихся дождей был большой сход селя. Тогда Роман был ещё помощником машиниста маневрового локомотива. Задачей локомотивной бригады было доставить к месту происшествия вагоны с щебнем для отсыпки полотна и питание для работающих на месте ЧП железнодорожников. Когда тепловоз с вагонами прибыл на место, буквально в 100 метрах от производимых работ сошёл второй сель, отрезав каменной породой железнодорожников с обеих сторон. Около суток более ста человек разбирали завалы. 

– Тогда никто не думал, работник ты или руководитель – брали инструменты в руки и боролись с селем. С внешней стороны тоже трудились восстановители, посланные к нам на выручку, а мы, обдирая руки в кровь, ни минуты не отдыхая, таскали камни, грязь и глину, – вспоминает Роман.

Сейчас уже, управляя пассажирскими поездами, он понимает, как хорошо, что тогда заложниками селевых сходов не стали обычные пассажиры. Ведь первые, о ком думает машинист при возникновении сложных ситуаций во время рейса, – это люди, которых он везёт и за которых он отвечает. Вот и тогда, когда Роман увидел потоки воды в колее, он сразу подумал о пассажирах, чтобы не допустить паники и всем благополучно добраться до пункта назначения. 

– Локомотивная и поездная бригада во время всего рейса поддерживают непрерывную связь. Мы подготовлены к необходимым действиям в случае любых непредвиденных обстоятельств. Каждый раз в депо во время предрейсовых инструктажей с нами отрабатывают всевозможные ситуации. И это помогает нам в пути, – считает машинист Кутернега.

Роман родился в семье железнодорожников. Отец его, Александр Кутернега, начинал свою трудовую деятельность в паровозном депо Синельниково (Днепропетровская область) слесарем по котлам паровозов. Затем работал в Нижнеднепровском депо, прошёл обучение на помощника машиниста грузового движения. Дед Романа по материнской линии, Павел Леусский, тоже работал на железной дороге, в военизированной охране при сопровождении грузовых поездов. Именно он уговорил внука пойти учиться на помощника машиниста. Мать Романа, Нина, много лет трудилась в прачечной вагонного депо Адлер. Была дежурной по приёмке и возврату чистого белья. Её дочь и старшая сестра Романа, Светлана Кутернега, работала дежурной по вокзалу Адлер, потом на станции приёмосдатчиком груза и багажа.  

И жена Романа, Валентина, – не первый год заместитель начальника станции Адлер по грузовой работе. Стаж на железной дороге у неё уже 16 лет. Начинала с приёмосдатчика груза и багажа, училась заочно в РГУПСе, потом возглавляла грузовую работу на станции Весёлое. 

Сам Роман на железной дороге с 1996 года. Вспоминает, как ещё учась в вечерней школе трудовой молодёжи, днём работал слесарем-редукторщиком колёсно-роликового цеха в вагонном депо. Молодому парню очень хотелось трудиться на железной дороге, особенно в локомотивном хозяйстве, как отец. Но в середине 90-х вакансий там не было. Тем не менее Роман твёрдо решил для себя, что рано или поздно он всё равно будет управлять локомотивом. Потом были два года срочной службы в мотострелковой бригаде. Вернувшись домой, устроился на станцию Адлер стрелочником, через 3 месяца стал сигналистом, выучился на составителя поездов и полтора года работал в этой должности. 

– В 2002 году, как только открылась вакансия в локомотивном депо, кадровики, зная мою мечту стать машинистом, предложили поехать на курсы помощников. Конечно, я сразу согласился, – рассказывает Роман.

Потом было обучение на машиниста, и с 2005 года Роман Кутернега самостоятельно водит поезда. В 2014 году он был допущен к работе в пассажирском движении в пригородном сообщении на участке Адлер – Гагра. В 2017 году его перевели на поезда дальнего следования, и сейчас он водит пассажирские поезда Москва – Сухум, Санкт-Петербург – Сухум, а летом и дополнительный – Самара – Сухум.

– Участок Сухум – Адлер – очень сложный. Но Роман зарекомендовал себя грамотным профессиональным машинистом. И случай с размывом пути только это подтверждает, – отзывается о нём заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Туапсе Евгений Василенко.
Автор: Юлия Сухарева