Наставник и оптимист Октябрьская магистраль

Наставник и оптимист

Борис Архипчук, начальник станции Нева

За многолетний добросовестный труд начальник станции Нева Борис Архип-чук удостоен высшей отраслевой награды.

Работать на станцию Борис Владимирович пришёл в то время, когда грузов здесь было «как воды в Неве». Одна из крупнейших в Санкт-Петербургском узле площадок погрузки и вы-грузки, станция обслуживала около 80 клиентов. Среди них – такие киты городской экономики, как пивоварня Heineken, объединение по производству железобетонных изделий «Баррикада», включавшее пять заводов, ОАО «Севкабель». Выгружали по несколько «вертушек» в сутки. Сейчас река грузов обмелела,
грузоотправители ушли на автотранспорт. На этот процесс начальник станции повлиять, увы, не может, но все остальные процессы на Неве – под его контролем.

– Таких начальников станций можно по пальцам пересчитать, – говорит начальник Логистического центра ОЖД Александр Олейников, руководивший до этого Санкт-Петербургским центром организации работы железнодорожных станций. – Признак хорошего руководителя: все вопросы решаются внутри коллектива, без привлечения вышестоя­щих руководителей. Борис Владимирович – из тех, кто без шума, незаметно и эффективно устраняет любые возникающие проблемы. И делает это, хочу отметить, без ругани и нервных потрясений сотрудников. С ним приятно работать и руководителям, и подчинённым. Человек, достойный знака «Почётный железнодорожник».

«Ничего героического я не совершил. Просто выполняю свои должностные обязанности, работаю там, куда поставили». Такими словами встретил корреспондентов дорожной газеты недавно награждённый высшей отраслевой наградой Борис Архипчук, будто смущаясь данного факта. Но нас уже предупредили о его необыкновенной скромности. В Санкт-Петербургском центре организации работы железнодорожных станций Бориса Владимировича характеризуют как высококвалифицированного и инициативного руководителя, требовательного к себе и подчинённым, обладающего способностью поддерживать стабильность в коллективе и добиваться хороших эксплуатационных показателей даже в условиях падения объёмов перевозок. А сам он может похвастаться, если можно так сказать, только переселением своих работников в новое благоустроенное здание. Улучшил санитарно-бытовые условия на станции Нева, построенной в 30-х годах прошлого века. В прошлом году Архипчуку удалось, наконец, добиться включения станции в программу улучшения и получить новый модуль вместо покосившегося обветшавшего здания. Руководством дороги было принято решение о пе-ребазировании сборных модулей со станции Рыбацкое, где в связи с вводом в работу нового поста ЭЦ отпала в них необходимость. «А хлопотать об этом Борис Владимирович начал сразу, как только пришёл к нам начальником, – подчёркивает дежурная по станции Татьяна Егорова. – Он очень внимательный к нуждам подчинённых, добрый, но и принципиальный одновременно. Хороший учитель. К нам часто студенты приходят на практику, потом остаются подрабатывать. Борис Владимирович лично занимается наставничеством молодых людей, учит профессио­нальным навыкам».

Председатель первичной профсоюзной организации Октябрьской дирекции управления движением Стелла Рытова называет Архипчука своим крёстным отцом. Когда-то он убедил её перейти из приёмосдатчиков в дежурные по станции, благословил и научил работать!

– Не помню, какие он слова нашёл, чтобы вселить в меня уверенность. Я боялась, что не получится, – вспоминает Стелла Васильевна. – Сам показывал, как стрелки переводятся курбелем, очень много времени мне уделил, а работал тогда отделенческим ревизором по безопасности движения. Кажется, зачем ему это было надо? Такой неравнодушный человек с масштабным мышлением, выходящим за рамки должностных инструкций…

Кстати, об инструкциях. Многим работникам на железной дороге трудно привыкнуть к языку, которым они пишутся. Но как говорят подчинённые и коллеги Бориса Владимировича, никто лучше него не умеет переводить их на общепонятный русский. Сразу всё понимаешь и запоминаешь! Это называется адаптация инструкций к жизни. А к реальным условиям станционной жизни сегодня приходится адаптировать не только инструкции, но и другие категории служебных документов, которые готовятся порой совсем молодыми специалистами. В последние несколько лет на стальных магистралях происходит кадровое обновление. Молодые люди после института приходят на смену поколению 1960-х, и уже редко где встретишь движенцев, которые хорошо помнят четырёхуровневую структуру железнодорожного транспорта и прошли школу отделения дороги с решением его многофункцио­нальных задач. Борис Архипчук – один из таких немногих начальников станций, про кого говорят «старая школа», имея в виду основательность, ответственность и многогранный опыт решения проблем в самых разных сферах железнодорожной жизни.

Он трудится на Октябрьской магистрали почти четверть века. Начинал с управления местной работой, маневровым диспетчером на станции Санкт-Петербург-Финляндский, работал начальником станции Пери. Затем был переведён в аппарат Санкт-Петербургского отделения: занимал должности ревизора по безопасности движения и заместителя начальника отдела перевозок. В 2001-м его назначили начальником сложной, многопрофильной по характеру работы, станции Ручьи. Грузовая и пассажирская работа, погрузка и выгрузка на подъездных путях, пропуск локомотивов из ремонта и в ремонт на пункт технического обслуживания, расположенный в Ручьях. Дежурный по станции не мог всё проконтролировать, осуществляя пропуск большого количества поездов, а маневрового диспетчера не было предусмотрено штатным расписанием. Имеющий опыт управления местной работой на «Финляндке», Борис Владимирович сразу увидел этот пробел в организации. Проанализировав расстановку работников и степень их загруженности, предложил ввести новую должность вместо дежурного по парку. Управляемость повысилась, ускорилась выгрузка, снизились простои вагонов под грузовыми операциями. Кое-что удалось ему улучшить и в санитарно-бытовых условиях работников станции – угольную котельную перевели на электрические котлы, что позволило нормализовать температурный режим в служебных помещениях. Своими силами оборудовали старый списанный вагон под кабинет технической учебы. Но уже в то время заговорили об экономических трудностях, дефиците инвестиционных средств, так что на удовлетворе-ние простых житейских потребностей денег не хватало. Денег не хватает всегда. Но Борис Владимирович – от природы оптимист. Он не склонен разочаровываться, когда что-то не получается с первого раза. Просто ждёт более подходящего случая для реализации своей идеи, чтобы сделать следующую попытку и достичь цели.
Фото: Иван Куртов
Автор: Галина Морозова