Интуиция и опыт спасли от беды Транссиб

Интуиция и опыт спасли от беды

Дмитрий Буллер, машинист эксплуатационного локомотивного депо Барнаул

Барнаульский машинист в непростых погодных условиях обнаружил редкое повреждение рельса.

Домчавшись по первому пути до 395 км перегона Зубково – Чебачий, короткий сборный поезд, в составе которого было всего 10 вагонов, «споткнулся» о красный сигнал светофора. В метель, ночью, да ещё в кривом участке пути машинист эксплуатационного локомотивного депо Барнаул Дмитрий Буллер, благодаря огромному опыту и интуиции, обнаружил угрозу безопасности движения – разрыв рельса.

«Что скажешь, командир?»
Машинист электровоза оторвал взгляд от лобового окна, через которое просматривался кривой участок пути, и повернул голову в сторону своего помощника:
– Давай, Володя, сбегай, посмотри колею. Скорее всего, впереди у нас разрыв нитки.

– Что-то не так? Здесь же бесстыковой путь, – пожал плечами его напарник Владимир Якушев.

Помощник машиниста накинул на себя тёплую куртку и ловко скатился вниз по ступенькам локомотива. Добросовестности ему не занимать, а посему он тщательно обследовал рельсы и вскоре удостоверился, что чувство опасности старшего коллегу не подвело.

Разрыв рельса оказался существенным, как установили позднее, после тщательного промера – 32 миллиметра. Более того, произошёл он по стыку, по шву алюминотермитной сварки. При этом не помогли даже накладки, которые просто разорвало. Два болта отсутствовали.

Владимир Якушев мигом возвратился обратно в кабину, в деталях обрисовал машинисту увиденный им разрыв рельса. Дмитрий Буллер понял, что медлить нельзя, и связался с дежурным по станции. Движение поездов по участку приостановили.

Затем состоялся телефонный разговор о явной угрозе безопасному движению с диспетчером Карасукской дистанции пути. И вот уже аварийная бригада мчится на линию. Впрочем, «мчится» – слишком громко сказано. По засыпанной снегом дороге, да ещё ночью, разогнаться не очень-то получалось.

– Кажись, показались! – заметил огни приближающегося автомобиля помощник машиниста.

– Точно, едут. Пойду, встречу, – надев меховую шапку, машинист исчез в темноте.

После короткого приветствия дорожный мастер поспешил к злополучному месту. Оценив обстановку, он на несколько минут задумался.

– Что скажешь, командир? – спросил Дмитрий Буллер. – Больше часа уже стою.

– Решение принимаю такое, – решительно сказал дорожный мастер. – Проследуешь место разрыва со скоростью не более 5 км/час. Однако это только твоему поезду будет оказана такая честь. Далее перегон закроют, движение по первому пути остановят до восстановления пути.

Сказано – сделано. Следующие по перегону Зубково – Чебачий поезда диспетчером были отправлены по вариантному графику.

Как пилот самолёта
– Машинист Дмитрий Буллер – в числе наших лучших общественных инспекторов по безопасности движения, – сообщил «Транссибу» председатель профкома эксплуатационного локомотивного депо Барнаул Владимир Экгардт, в своё время трудившийся машинистом-инструктором и возглавлявший лучшую пассажирскую колонну. – В течение прошлого года Дмитрий Владимирович провел 24 проверки, выявил 68 отступлений от норм содержания объектов инфраструктуры, тягового подвижного состава.
Однако случай на переезде Зубково – Чебачий, конечно же, стоит особняком. Опыт таких грамотных специалистов, безусловно, полезен для всей железной дороги, его надо распространять во всех родственных подразделениях, в том числе учить, как надо получать полную информацию по нарушениям, как проводить их профилактику.
По прибытию в депо этот случай был занесён в Книгу замечаний машиниста.

– Привык строго следовать всем предписаниям нормативных документов с самого начала вождения поездов, – поделился своим отношением к работе Дмитрий Владимирович. – А с того момента прошло вот уже почти полтора десятка лет.

 – Всё-таки невероятно, как можно ночью и в метель, да ещё в кривом участке пути обнаружить такую опасную вещь? – спрашиваю машиниста.

 – Честно скажу – сработала интуиция, – смеётся он в ответ. – Когда водишь поезда долгие годы, наряду с опытом приходит и она, интуиция. Да и без знаний никак не обойтись. Управлять современным локомотивом сложнее, чем кажется на первый взгляд. Машинист, по моему мнению, как и пилот самолёта, всегда должен быть на пределе внимания. Он выполняет целый комплекс действий, должен строго следовать регламентам.

 Без крепких знаний и молниеносной реакции не обойтись и помощнику машиниста. Управляют локомотивом, как и самолётом, двое. И помощник машиниста – «второй пилот» поезда. Он должен не только контролировать показания приборов, но и всё происходящее вокруг, в том числе ситуацию в вагонах состава. Помощник машиниста Владимир Якушев на «все сто» справляется со своими обязанностями, что доказал уже не раз.

Обрыв струнки
Первостепенное значение, уходя в рейс, Дмитрий Буллер придаёт безопасности движения в разных её формах. Рабочий день всегда начинается одинаково. Машинист приходит в депо в определённое время, имея на руках три документа. Первый подтверждает профессиональную квалификацию. Второй – знания правил охраны труда. Третий – знания правил электробезопасности. На профессиональном жаргоне это называется «явка». На маршрут допуска не будет, если хотя бы одного из документов на руках у машиниста не окажется.

Кстати, третий документ подразумевает повышенное внимание и к смежной структуре, занимающейся электроснабжением. Этой зимой Дмитрий Владимирович на 82 км перегона Батунная – Заринская выявил ещё одно опасное нарушение норм содержания объектов инфраструктуры: обрыв струнки крепления контактной сети ниже контактного провода. Тогда движение поездов по перегону также было закрыто, а оперативно прибывшая на место ремонтная бригада струнку быстро заменила.

 – Общественный инспектор по безопасности движения Дмитрий Буллер при обнаружении любого нарушения стремится не только сделать замечание в адрес соответствующего хозяйства, но и добиться его устранения, – отмечает Владимир Экгардт.
Автор: Владимир Павлов