«Море» Лаптевой Вперёд

«Море» Лаптевой

Светлана Лаптева, дежурный по переезду

Дежурный по переезду Светлана Лаптева награждена знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет».

Какими только образными названиями ни наделяли её переезд на улице Корочанской белгородские автоинспекторы и водители во время нашего общения в ходе регулярных профилактических акций.

С их слов, это и «ворота города», через которые областной центр принимает до 70% следующих из Воронежа, Старого Оскола, Чернянки и Корочи автомобилей, и сложный перекрёсток с вечно оживлённым движением.

Взять с наскока железнодорожный переезд 3 км станции Белгород не удаётся и нам, застреваем в пятиминутном заторе. Наконец, шлагбаум открыт, через стальную колею хлынул транспортный поток. Шутка ли, из четырёх категорий этот переезд относится к первой!

Загруженность зашкаливает: в среднем за сутки здесь проходит более 12 тыс. единиц автотранспорта. То и дело прибывающих по обе стороны железнодорожного полотна волн легкового, технического и мототранспорта – от большегрузных фур, пыхтящих мусоровозов до юрких скутеров – просто море! Волнуясь, оно создаёт нервозную обстановку, особенно когда маневровый локомотив снуёт между лесоскладом и товарным двором в пригороде.

И только хозяйка «ворот Белгорода» не теряет выдержки и присутствия духа.

– В нашей профессии главное не поддаться панике и быть предельно спокойным, чувствовать себя уверенно, чтобы не наделать глупостей, – считает она, – ведь могут пострадать люди. Надо быть собранным, при необходимости незамедлительно сорвать пломбу, сделать всё возможное, чтобы предотвратить аварию. Для этого мы здесь.

Согласно должностной инструкции она должна в буквальном смысле стоять на страже безопасности движения, находиться на ногах, пока переезд не пустует: вдруг машина заглохнет? При любом заторе её задача в первую секунду сорвать пломбу на кнопке заградительного устройства. Так, начеку протекают 12 часов смены. Вот и нас Светлана Лаптева встречает не у окошка, задумчиво подперев лицо рукой, а на веранде перед входом в помещение.

– Считайте, вам повезло, – улыбается, здороваясь, – когда поезда проходят, «пробки» потом по полчаса не рассасываются. Казалось бы, что наша работа: посидел и пошёл домой. На самом деле она очень ответственная, с людьми бывает тяжело, нарушают правила, игнорируют сигналы.

За требовательными звонками следует взмах жёлтого флажка: Светлана Лаптева на посту встречает и провожает поезда. Она в полной гармонии со своим именем – светлая, позитивная, доброжелательная. Какие уж тут конфликты с водителями, предпочитает выстраивать общение в рамках разъяснительных бесед, раздавая памятки и листовки. В разгаре очередной месячник «Внимание: переезд!», и я становлюсь невольным свидетелем следующего диалога.

– На переезд заезжать нельзя!

– А где нам стоять?

– Как сказано в правилах, у стоп-линии. Нужно осмотреться, оценить обстановку.

– Сигнализация может сработать в любой момент, – поясняет уже мне. – Тепловоз или поезд поступают на блокучасток, и переезд автоматически закрывается. Нарушитель надеется, что я обеспечу его безопасность, едет быстрее. А если «пробка» и некуда деться? Некоторых это повергает в ступор.

За 16 лет работы дежурным по переезду подобных историй накопилось немало. Мчатся на «красный», объезжая и сбивая шлагбаумы. Однажды путь поездам преградила фура. Пока сообщала о возникшем препятствии дежурному по станции и машинисту, лихач был таков, вставший на рельсах грузовик скрылся из виду. Пришлось потом доказывать, что не по своей прихоти сорвала пломбу. В первые секунды происшествия все мысли о том, чтобы остановить поезд, предотвратить столкновение, уберечь людей, а не о справедливом возмездии нарушителям.

Данные о них передаёт для разбирательств в полицию, однако не факт, что тревожные сигналы оборачиваются наказанием.

Вспоминает, как её вызывали в суд, когда лихач наотрез отказался признать свою вину:

– Мы, получается, заинтересованные лица, а для доказательной базы нужны свидетели, видео-фиксация. Какое решение вынес суд, я не знаю, но всё равно продолжаю записывать номера для ГИБДД, как положено.

У дежурного по переезду предельно чёткие обязанности, однако жизнь заставляет сталкиваться с неожиданными ситуациями. Два года назад водитель объехал шлагбаум и столкнулся с тепловозом. Как он объяснил позже, устроил краш-тест. В таком случае даже спасительная кнопка заградительной сигнализации не помогла бы.

Медаль «Ветеран труда» на груди, в числе первых удостоена знака «За заслуги перед Юго-Восточной железной дорогой» второй степени, отмечена Почётной грамотой ОАО «РЖД».

Безупречный трудовой путь Светланы Лаптевой, солидной цифрой отлитый на красивой награде, вырисовался не сразу. В самом его начале, после окончания профтехучилища № 1 Белгорода пришлось поработать и швеёй-мотористкой, и заведующей складом. На железную дорогу многих приводят родители, на её выбор повлиял супруг. Пётр Лаптев четверть века проработал монтёром, а затем бригадиром в Белгородской дистанции пути. Пока ребёнок был маленьким, мыла и убирала вагоны в дирекции по обслуживанию пассажиров, а когда оформила в детский сад, влилась в «семейный подряд» ПЧ Белгород на 13 лет монтёром пути. Сегодня это не женская профессия, а тогда жаловаться на тяготы не приходилось.

– Конечно, было сложнее, – вспоминает она, – сейчас больше механизации, а мы вручную косили траву, грузили землю, убирали снег, чистили пути, мазали стрелки, меняли шпалы, работали на шпалоподбойках. Предупреждали, что женщинам нельзя поднимать свыше 20 кг. До сих пор остались путейские знания, где костыль, подкладка, накладка… Приходит новый дежурный – надо всему обучать. Нас раньше хорошо учили, и сейчас с этим строго. Знания проверяют на месте с практической отработкой навыков в нештатной ситуации.

Когда труд женщин-монтёров пути был официально признан тяжёлым, Светлану Лаптеву перевели на должность сигналиста, а затем – дежурного по переезду. Доверяли работу на главном ходу на станции Сажное и о.п. Озерово. И вот уже 16 лет она на страже безопасности движения на главных «воротах города».

Дочь Елена подарила внуков Артёма и Диму.

– Они любят со мной играть, – по своему обыкновению расплывается в счастливой улыбке, – и детские книжки читаем. Живут с нами, пока родители достраивают свой дом.

…Что до звучных определений, то безопасный островок в «море» Лаптевой можно смело окрестить «визиткой» Белгорода.

– Цветы я люблю, как у собственного дома, разбивали клумбы, завозили с мужем плодородную землю и торф. И комнатные растения дарят уют. За переездом уход нужен. На 50 м в обе стороны проверяем путь, выпалываем траву, подкручиваем болты, очищаем балластную призму, желоба чистим, шлагбаумы моем и красим.

Показательный переезд – за этим не только аккуратный путь и цветочное обрамление, его обязательное условие – надёжность. Обеспечить её вполне по силам коллективу профессионалов: Ольге Чернышевой, Александре Близнюк, Надежде Орос, Александру Внукову. Все они прошли её школу.

– Кто сегодня дежурит на переезде? Лаптева? Опытный работник, можно быть спокойным, ничего не случится, – с улыбкой пересказывает наша героиня разговор руководства дистанции перед приездом проверяющих комиссий. – Дай Бог, чтобы так и было. Я человек такой, ответственно отношусь ко всему, стараюсь делать так, как надо.
Автор: Галина Мостипан