Экзамен безопасности
Людмила Одинцова и Елена Якушенко, дежурные по переезду
Дежурные по переезду Людмила Одинцова и Елена Якушенко помогли локомотивщикам избежать больших неприятностей.
Руководитель столичной магистрали Владимир Молдавер 2 июля вручил благодарность начальника дороги дежурным по переезду Людмиле Одинцовой и Елене Якушенко. Поводом для их награждения послужил не только добросовестный труд на железнодорожном транспорте, но и проявленная ими бдительность, правильные и оперативные действия, позволившие предотвратить угрозу безопасности движения.
Подобное награждение на моей памяти первое. Дело в том, что обе женщины трудятся на одном переезде, находящемся на 218 км станции Акулово на БМО. Свой профессиональный долг каждая из них выполнила с интервалом почти в два месяца. Людмила Одинцова – 31 января, а Елена Якушенко – 23 марта. А вот результат в обоих случаях одинаков: трагедий не произошло. И за наградами в управление дороги Людмила и Елена приехали вместе.
Глядя на них, понимаешь, насколько они разные. Людмила Владимировна побойчее, может пошутить. Елена Ивановна спокойнее, скупее на эмоции. А вот улыбнутся они – и обе просто красавицы. И ещё. В чрезвычайных обстоятельствах во время дежурства обе не растерялись. Что же произошло?
Раннее январское утро. Стрелки часов, безостановочно тикающих в помещении путейского поста на 218 км БМО, показывают 3 часа 47 минут. Через минуту по переезду по первому главному пути проследует грузовой состав. Людмила Одинцова вышла из помещения, чтобы встретить поезд. Вот и он. Вдруг она услышала какой-то непривычный металлический звук. Через мгновение заметила, что между первой и второй секцией электровоза болтается шланг тормозной магистрали, задевая металлическим наконечником детали локомотива.
– Увидев это, я тут же позвонила дежурному по станции Акулово, – говорит Людмила. – Вскоре поезд остановился. Неисправность устранили.
Из слов Людмилы выходит, что всё было очень просто, на раз-два. А мне всё равно трудно представить, как это за доли секунды в грохоте проходящего состава можно услышать что-то непривычное, увидеть в кромешной тьме, даже при условии работающего прожектора болтающийся шланг. Впрочем, для опытного железнодорожника, начальника Бекасовской дистанции пути Николая Анкудинова в этом нет ничего необычного.
– В таких случаях, как правило, большое значение имеют такие качества характера, как ответственность, добросовестность, – говорит он. – Людмила Одинцова обладает ими в полной мере. Можно сказать, что больше всех из пяти дежурных по данному переезду. Опыт-то у неё немалый. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов то, что в дистанции постоянно ведётся техучёба, каждое действие в нештатных ситуациях отрабатывается до автоматизма. Сейчас за это отвечает нынешний главный инженер дистанции Евгений Мохнатый, поддерживая и развивая традиции, заложенные его предшественниками.
Продолжая тему, начальник дистанции Николай Анкудинов рассказал, что, помимо занятий, на полигоне дистанции регулярно отрабатываются практические навыки. Но добавляет, что в ближайшее время собирается побывать у соседей в Московско-Смоленской дистанции пути.
– Там недавно открыли кабинет технической учёбы, современный, хорошо оснащённый, – замечает он.
О пользе обучения говорит и сама Людмила Одинцова.
– Раз в три года нас, дежурных по переезду, отправляют на учёбу в Московский центр профессиональных квалификаций, – сообщает она. – Плюс занятия, которые проводит главный инженер, плюс планёрки, когда нас знакомят с тем, что произошло на полигоне дороги и на сети. И ревизоры по безопасности движения не забывают про нас. Регулярно приезжают на пост, держат в ежовых рукавицах. Я как «Отче наш» знаю все параграфы инструкций и в первую очередь что делать в случае нештатной ситуации – включить кнопку заградительной сигнализации. Это наша палочка-выручалочка.
Не далее как 10 июня Людмиле Одинцовой пришлось воспользоваться этой палочкой-выручалочкой.
– На этот раз водитель правил не нарушал. Просто машина-автовоз, гружённая четырьмя автомобилями, заглохла прямо на путях. Время идёт, а грузовик ни с места. А скоро должен появиться поезд, – вспоминает недавний случай Людмила Владимировна. – Вот тогда-то я и кинулась к красной кнопке. Сорвала пломбу, нажала. Загорелись красные сигналы.
Добавим, что дежурный по переезду применила и рацию, предупреждая и машинистов, и дежурного по станции о том, что на переезде застряла машина. Машинист ближайшего поезда, следовавшего из Бекасово, вовремя применил торможение. Дежурный по станции продублировала сообщение Одинцовой другим локомотивным бригадам.
– Я бегу к машинам, несу им трос, чтобы водители помогли стащить автовоз с рельсов. Самое интересное, что в этот момент мотор у тяжеловоза заработал, – смеётся моя собеседница.
Надо сказать, что переезд на 218 км – довольно бойкое место. По подсчётам Людмилы и Елены, за смену они встречают 70–80 поездов. Плюс немалый автомобильный поток. В основном тяжёлые машины. Правда, в выходные дни много и легковушек, водители и пассажиры которых вечно торопятся и поэтому стараются проскочить.
– В таких условиях не поспишь и не «поклюёшь», – шутит Одинцова. – Не каждый согласится так работать. А Лена пришлась ко двору. Она хорошо влилась в наш коллектив и очень старается.
Людмила говорит о коллеге с высоты своего 12-летнего железнодорожного опыта. Кстати, в дистанцию она пришла по совету своей соседки Валентины Некипеловой, которая в то время была начальником станции Кубинка. У путейцев Одинцову встретила специалист по управлению персоналом Татьяна Веселова. Ныне она – заместитель начальника Бекасовской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам.
– Татьяна привела меня в кабинет тогдашнего начальника дистанции Александра Ивановича Назарова, – вспоминает Людмила Владимировна. – А он, поговорив со мной, благословил на работу на предприятии.
У Елены своя история прихода на предприятие. Она родилась и выросла в Брянской области. Здесь окончила институт, получив диплом экономиста. Затем много лет трудилась по специальности. Выйдя как чернобылец на пенсию, Елена Ивановна несколько месяцев даже дома посидела.
– К этому времени сын окончил МИИТ. Началась его трудовая биография в Москве, – говорит Елена. – В Брянске меня уже ничего не держало, и я переехала в Подмосковье, в посёлок Киевский.
Силы позволяли Елене Ивановне работать. Поискав варианты, она решила по совету сына предложить свои услуги на железной дороге. Так судьба привела её в Бекасовскую дистанцию пути.
– Я круто поменяла и свою жизнь, и профессию. Экономисты нигде не требовались. Да и возраст такой, что стараются не брать. Вроде и Москва, а работу не найти, – продолжает она. – В отделе кадров Бекасовской дистанции пути мне предложили должность дежурного по переезду. И я согласилась, о чём ни минуты не пожалела. Конечно, сначала меня подучили на курсах в Туле. Потом – стажировка. Да, наш коллектив небольшой, но дружный. Меня все поддерживали. Особенно, конечно, Людмила. Давали конспекты, рассказывали о случаях из своей практики.
Сначала доходило до курьёзов. Елена Ивановна очень серьёзно отнеслась к задаче обеспечения безопасности движения. Кстати, тут пригодились такие её качества экономиста, как внимание к деталям, чёткость.
– Как-то увидела, что из одного вагона проходящего состава показался дым, – вспоминает она. – А огня нет. Что делать? Звоню дежурному по станции, она связывается с локомотивной бригадой. Выяснилось, что люди, сопровождавшие груз, в вагоне решили разогреть обед.
23 марта этого года в 17 час. 24 мин. по первому главному пути через переезд, на котором в тот момент дежурила Елена Якушенко, проходил грузовой состав. Стоя на площадке поста, Елена Ивановна увидела межсекционное возгорание локомотива и срочно сообщила об этом дежурному по станции и машинисту. Поезд был вовремя остановлен.
Став хозяйкой переезда, Елена Ивановна говорит, что не может привыкнуть к тому, что некоторые участники движения нарушают правила дорожного движения.
– Боюсь за автомобилистов, которые ни на что невзирая несутся через переезд, – размышляет она. – Особенно за молодых ребят, находящихся на военной службе. Иногда кажется, что для них написаны какие-то другие правила. А ведь дома их ждут родители, любимые девушки.
В разговоре Людмила Одинцова поделилась, что, возможно, в ближайшее время через дорогу построят эстакаду.
– Это, конечно, самый лучший выход из положения, – размышляет Людмила Владимировна. – Тогда, правда, и дежурные по переезду здесь не понадобятся. Но это уже другая история.
С благодарностями и букетами цветов Людмила Одинцова и Елена Якушенко покинули большой зал управления Московской железной дороги. Вдоволь нафотографировавшись, они тут же отправили снимки детям. У Елены, как уже говорилось, – сын-железнодорожник.
– Узнав, что меня вызывают для вручения награды в Москву, он мне сказал, что теперь я для него – ориентир, – улыбается Елена. – Думаю, награды у него ещё будут. Главное, чтобы за мирный труд.
У Людмилы – две дочери. Одна живёт недалеко от мамы, другая – в Астраханской области, откуда Людмила родом. Благодаря гаджетам они тут же получили фото и прислали восхищённые отзывы.
– А ещё у меня гостит подруга из Астрахани с внучкой, она тоже за меня рада, говорит, что дома расскажет, как меня чествовали.
Конечно, Людмила и Елена, выполняя свой служебный долг, не думали о наградах. Тем приятнее неожиданное признание их заслуг в обеспечении безопасности движения. Можно сказать, что обе они сдали экзамен по безопасности.
– Несмотря на то что наш труд скромный, нас здесь ценят, – говорят они. – Помогают с путёвками, организуют экскурсии. Наш профсоюзный лидер Елена Николаевна Сорока об этом заботится, за что ей отдельное спасибо. А наше дело – честно делать то, что доверено.
Руководитель столичной магистрали Владимир Молдавер 2 июля вручил благодарность начальника дороги дежурным по переезду Людмиле Одинцовой и Елене Якушенко. Поводом для их награждения послужил не только добросовестный труд на железнодорожном транспорте, но и проявленная ими бдительность, правильные и оперативные действия, позволившие предотвратить угрозу безопасности движения.
Подобное награждение на моей памяти первое. Дело в том, что обе женщины трудятся на одном переезде, находящемся на 218 км станции Акулово на БМО. Свой профессиональный долг каждая из них выполнила с интервалом почти в два месяца. Людмила Одинцова – 31 января, а Елена Якушенко – 23 марта. А вот результат в обоих случаях одинаков: трагедий не произошло. И за наградами в управление дороги Людмила и Елена приехали вместе.
Глядя на них, понимаешь, насколько они разные. Людмила Владимировна побойчее, может пошутить. Елена Ивановна спокойнее, скупее на эмоции. А вот улыбнутся они – и обе просто красавицы. И ещё. В чрезвычайных обстоятельствах во время дежурства обе не растерялись. Что же произошло?
Раннее январское утро. Стрелки часов, безостановочно тикающих в помещении путейского поста на 218 км БМО, показывают 3 часа 47 минут. Через минуту по переезду по первому главному пути проследует грузовой состав. Людмила Одинцова вышла из помещения, чтобы встретить поезд. Вот и он. Вдруг она услышала какой-то непривычный металлический звук. Через мгновение заметила, что между первой и второй секцией электровоза болтается шланг тормозной магистрали, задевая металлическим наконечником детали локомотива.
– Увидев это, я тут же позвонила дежурному по станции Акулово, – говорит Людмила. – Вскоре поезд остановился. Неисправность устранили.
Из слов Людмилы выходит, что всё было очень просто, на раз-два. А мне всё равно трудно представить, как это за доли секунды в грохоте проходящего состава можно услышать что-то непривычное, увидеть в кромешной тьме, даже при условии работающего прожектора болтающийся шланг. Впрочем, для опытного железнодорожника, начальника Бекасовской дистанции пути Николая Анкудинова в этом нет ничего необычного.
– В таких случаях, как правило, большое значение имеют такие качества характера, как ответственность, добросовестность, – говорит он. – Людмила Одинцова обладает ими в полной мере. Можно сказать, что больше всех из пяти дежурных по данному переезду. Опыт-то у неё немалый. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов то, что в дистанции постоянно ведётся техучёба, каждое действие в нештатных ситуациях отрабатывается до автоматизма. Сейчас за это отвечает нынешний главный инженер дистанции Евгений Мохнатый, поддерживая и развивая традиции, заложенные его предшественниками.
Продолжая тему, начальник дистанции Николай Анкудинов рассказал, что, помимо занятий, на полигоне дистанции регулярно отрабатываются практические навыки. Но добавляет, что в ближайшее время собирается побывать у соседей в Московско-Смоленской дистанции пути.
– Там недавно открыли кабинет технической учёбы, современный, хорошо оснащённый, – замечает он.
О пользе обучения говорит и сама Людмила Одинцова.
– Раз в три года нас, дежурных по переезду, отправляют на учёбу в Московский центр профессиональных квалификаций, – сообщает она. – Плюс занятия, которые проводит главный инженер, плюс планёрки, когда нас знакомят с тем, что произошло на полигоне дороги и на сети. И ревизоры по безопасности движения не забывают про нас. Регулярно приезжают на пост, держат в ежовых рукавицах. Я как «Отче наш» знаю все параграфы инструкций и в первую очередь что делать в случае нештатной ситуации – включить кнопку заградительной сигнализации. Это наша палочка-выручалочка.
Не далее как 10 июня Людмиле Одинцовой пришлось воспользоваться этой палочкой-выручалочкой.
– На этот раз водитель правил не нарушал. Просто машина-автовоз, гружённая четырьмя автомобилями, заглохла прямо на путях. Время идёт, а грузовик ни с места. А скоро должен появиться поезд, – вспоминает недавний случай Людмила Владимировна. – Вот тогда-то я и кинулась к красной кнопке. Сорвала пломбу, нажала. Загорелись красные сигналы.
Добавим, что дежурный по переезду применила и рацию, предупреждая и машинистов, и дежурного по станции о том, что на переезде застряла машина. Машинист ближайшего поезда, следовавшего из Бекасово, вовремя применил торможение. Дежурный по станции продублировала сообщение Одинцовой другим локомотивным бригадам.
– Я бегу к машинам, несу им трос, чтобы водители помогли стащить автовоз с рельсов. Самое интересное, что в этот момент мотор у тяжеловоза заработал, – смеётся моя собеседница.
Надо сказать, что переезд на 218 км – довольно бойкое место. По подсчётам Людмилы и Елены, за смену они встречают 70–80 поездов. Плюс немалый автомобильный поток. В основном тяжёлые машины. Правда, в выходные дни много и легковушек, водители и пассажиры которых вечно торопятся и поэтому стараются проскочить.
– В таких условиях не поспишь и не «поклюёшь», – шутит Одинцова. – Не каждый согласится так работать. А Лена пришлась ко двору. Она хорошо влилась в наш коллектив и очень старается.
Людмила говорит о коллеге с высоты своего 12-летнего железнодорожного опыта. Кстати, в дистанцию она пришла по совету своей соседки Валентины Некипеловой, которая в то время была начальником станции Кубинка. У путейцев Одинцову встретила специалист по управлению персоналом Татьяна Веселова. Ныне она – заместитель начальника Бекасовской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам.
– Татьяна привела меня в кабинет тогдашнего начальника дистанции Александра Ивановича Назарова, – вспоминает Людмила Владимировна. – А он, поговорив со мной, благословил на работу на предприятии.
У Елены своя история прихода на предприятие. Она родилась и выросла в Брянской области. Здесь окончила институт, получив диплом экономиста. Затем много лет трудилась по специальности. Выйдя как чернобылец на пенсию, Елена Ивановна несколько месяцев даже дома посидела.
– К этому времени сын окончил МИИТ. Началась его трудовая биография в Москве, – говорит Елена. – В Брянске меня уже ничего не держало, и я переехала в Подмосковье, в посёлок Киевский.
Силы позволяли Елене Ивановне работать. Поискав варианты, она решила по совету сына предложить свои услуги на железной дороге. Так судьба привела её в Бекасовскую дистанцию пути.
– Я круто поменяла и свою жизнь, и профессию. Экономисты нигде не требовались. Да и возраст такой, что стараются не брать. Вроде и Москва, а работу не найти, – продолжает она. – В отделе кадров Бекасовской дистанции пути мне предложили должность дежурного по переезду. И я согласилась, о чём ни минуты не пожалела. Конечно, сначала меня подучили на курсах в Туле. Потом – стажировка. Да, наш коллектив небольшой, но дружный. Меня все поддерживали. Особенно, конечно, Людмила. Давали конспекты, рассказывали о случаях из своей практики.
Сначала доходило до курьёзов. Елена Ивановна очень серьёзно отнеслась к задаче обеспечения безопасности движения. Кстати, тут пригодились такие её качества экономиста, как внимание к деталям, чёткость.
– Как-то увидела, что из одного вагона проходящего состава показался дым, – вспоминает она. – А огня нет. Что делать? Звоню дежурному по станции, она связывается с локомотивной бригадой. Выяснилось, что люди, сопровождавшие груз, в вагоне решили разогреть обед.
23 марта этого года в 17 час. 24 мин. по первому главному пути через переезд, на котором в тот момент дежурила Елена Якушенко, проходил грузовой состав. Стоя на площадке поста, Елена Ивановна увидела межсекционное возгорание локомотива и срочно сообщила об этом дежурному по станции и машинисту. Поезд был вовремя остановлен.
Став хозяйкой переезда, Елена Ивановна говорит, что не может привыкнуть к тому, что некоторые участники движения нарушают правила дорожного движения.
– Боюсь за автомобилистов, которые ни на что невзирая несутся через переезд, – размышляет она. – Особенно за молодых ребят, находящихся на военной службе. Иногда кажется, что для них написаны какие-то другие правила. А ведь дома их ждут родители, любимые девушки.
В разговоре Людмила Одинцова поделилась, что, возможно, в ближайшее время через дорогу построят эстакаду.
– Это, конечно, самый лучший выход из положения, – размышляет Людмила Владимировна. – Тогда, правда, и дежурные по переезду здесь не понадобятся. Но это уже другая история.
С благодарностями и букетами цветов Людмила Одинцова и Елена Якушенко покинули большой зал управления Московской железной дороги. Вдоволь нафотографировавшись, они тут же отправили снимки детям. У Елены, как уже говорилось, – сын-железнодорожник.
– Узнав, что меня вызывают для вручения награды в Москву, он мне сказал, что теперь я для него – ориентир, – улыбается Елена. – Думаю, награды у него ещё будут. Главное, чтобы за мирный труд.
У Людмилы – две дочери. Одна живёт недалеко от мамы, другая – в Астраханской области, откуда Людмила родом. Благодаря гаджетам они тут же получили фото и прислали восхищённые отзывы.
– А ещё у меня гостит подруга из Астрахани с внучкой, она тоже за меня рада, говорит, что дома расскажет, как меня чествовали.
Конечно, Людмила и Елена, выполняя свой служебный долг, не думали о наградах. Тем приятнее неожиданное признание их заслуг в обеспечении безопасности движения. Можно сказать, что обе они сдали экзамен по безопасности.
– Несмотря на то что наш труд скромный, нас здесь ценят, – говорят они. – Помогают с путёвками, организуют экскурсии. Наш профсоюзный лидер Елена Николаевна Сорока об этом заботится, за что ей отдельное спасибо. А наше дело – честно делать то, что доверено.
Автор: Вера Чубарова