Северная магистраль

Узнаёт он их «по голосам»...

Алексей Богданов, приёмщик локомотивов Северной дирекции тяги

Только за шесть месяцев 2018 года приёмщик локомотивов Алексей Богданов обнаружил восемь трудновыявляемых неисправностей тепловозов.

Богданов.jpg
Его профессия – одна из самых редких, в штате Северной дирекции тяги числится всего тридцать два человека, в их числе инспектор по приёмке локомотивов. Они подчиняются напрямую начальнику дирекции, при этом ответственность высочайшая. Вину за допущенные отказы, заходы на неплановый ремонт приёмщики локомотивов делят с работниками сервисных депо. Поэтому на приёме машин из ремонта работают не просто профессионалы, а люди с твёрдым характером и незыблемыми принципами.

Именно таким человеком и является Алексей Богданов. Коренной няндомчанин, «мамон», как он в шутку себя называет, продолжатель железнодорожной династии. Впрочем, это совсем не редкость в городе, обязанном своим рождением прокладке Московско – Ярославско – Архангельской железной дороги, и где с того времени и по сию пору работать на стальной магистрали было и почётно и надёжно. Дед ещё с довоенных времён трудился ремонтным мастером в паровозном депо, отец водил локомотивы, мать преподавала в филиале Вологодского железнодорожного техникума. И на Алексее династия не пресеклась – его старший сын работает помощником машиниста. Алексей Богданов полагает, если сложить общий стаж семейного труда на стальной магистрали, он лет на полтораста потянет.

Сам же он трудится на железной дороге третий десяток лет. Понятно, что выбор профессии был сделан ещё в детстве, другой жизни он себе не представлял. И неудивительно, что, когда пришло время, руководство депо дало юноше целевое направление для поступления в Московский институт инженеров транспорта: Богдановых коллеги уважали, да и стремление паренька продолжить семейную рабочую традицию было очевидно. И Алексей не подвёл земляков, оправдал доверие, окончив вуз с красным дипломом.

Правда, решил взять пример не с отца, а с деда – пошёл в ремонт. И сразу показал, что попал именно на своё место. Начав с руководства ремонтной бригадой, дорос до заместителя начальника депо по ремонту локомотивов. А в августе нынешнего года исполнится ровно десять лет с той поры, как Алексей Богданов начал трудиться на сложнейшей и ответственейшей должности приёмщика локомотивов.

– Кому-то, может быть, и покажется этот труд однообразным, скучноватым, – размышляет Алексей. – Обыденная работа, нередко и грязная. Конечно, водить поезда – романтика движения, красоты природы мелькают за окном кабины локомотива. Всё так. Но при этом не надо забывать, что ничего там не замелькает, если мы сделаем свою работу спустя рукава. И чтобы осознать важность своего дела, необходимо проникнуться работой не только умом, но и душой, полюбить её. Для меня локомотивы, если уж не живые существа в прямом понимании, то точно не простые «куски железа». Пусть даже и одной серии, они разные, со своим «характером». Кто-то покладистый, кто-то капризный, иной простак, другой с хитрецой, один безотказный работяга, а тот, бывает, не прочь и полениться. Я многих даже по «голосам» узнаю – по гудку, по звуку работы двигателя.

Алексей Богданов признаётся, бывает, подходят ремонтники с просьбой пойти навстречу: подкорректировать программу ремонта, сократить простои. Приёмщик локомотивов не считает себя нерушимой скалой, да и с этими людьми проработал не один десяток лет. Поэтому готов пойти на разумные компромиссы, на коллегиальное разрешение вопросов. Но только в том случае, если решения хоть даже в минимальной степени не будут касаться исправности локомотива, не станут угрозой безопасности движения. В этом случае просители услышат категорический отказ, будь они хоть трижды лучшие друзья-приятели.

Только в первом полугодии 2018 года Алексей отправил на дополнительный ремонт после прохождения локомотивами ТО-3 восемь машин. Причём выявленные им дефекты были на локомотивах ещё до захода на техническое обслуживание. Но их пропустили и слесаря, и мастера, и приёмщики ОТК сервисного депо. ТО-3 хотя и не ремонт в полном смысле слова, но сопровождается снятием, осмотром и испытанием целого ряда узлов локомотива. В шести случаях Алексей Богданов обнаружил изломы пластинчатой муфты, проблемы в приводе гидромеханического и переднего редуктора, в других узлах. Это довольно серьёзная неисправность, которая приведёт к отказу, остановке локомотива, брошенному поезду. Более тяжёлыми последствиями грозила, останься незамеченной, трещина в моторно-силовом подшипнике. Он связан с колёсными парами и, развалившись во время движения, вполне мог бы привести к сходу. Однако и этот трудновыявляемый дефект не прошёл мимо приёмщика локомотивов. И случилось это в конце июня.

Сколько неисправностей выявил, Алексей Богданов не припомнит, но тех, что всерьёз грозили безопасности движения поездов, – трещин в колёсных центрах, бандажах колёсных пар – не менее двадцати.

– В нашей работе главное – навык и опыт, помноженные на желание работать. Ну, ещё фонарик поярче да не бояться испачкаться, – говорит Алексей Богданов.

– Отбор на должность очень жёсткий, – рассказал инспектор по приёмке локомотивов Северной дирекции тяги Ленар Бикташев. – Необходимые условия: высшее профильное образование, стаж работы или в ремонте, или в эксплуатации не менее трёх лет, классность. И, конечно, личные качества – ответственность, принципиальность, умение предельно сконцентрироваться. Можно уверенно сказать, что в этой должности трудятся лучшие из лучших. Но даже на их фоне Алексей Богданов – лидер. Достаточно сказать, что в 2018 году у него самый высокий показатель выявленных нарушений.
Автор: Владимир Савичев