"Карасук гремел на всю сеть" Транссиб

"Карасук гремел на всю сеть"

Юрий Пономарёв, электромеханик производственного участка Карасук Западно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава

Карасукский новатор внедрил более полусотни рацпредложений, за что удостоен высшей награды отрасли.

Электромеханик производственного участка Карасук Западно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Юрий Пономарёв разработал и внедрил более полусотни рационализаторских предложений. Его активная новаторская деятельность отмечена многими знаками отличия, а в канун 2018 года ему вручена высшая награда отрасли – знак «Почётный железнодорожник».

– Юрий Николаевич – квалифицированный, грамотный специалист, добросовестный и уважаемый в коллективе работник, – отмечает заместитель начальника дирекции по управлению персоналом и социальным вопросам Людмила Овсянникова. – Он выполняет работы по ремонту и обслуживанию устройств безопасности (ТСКБМ, АЛСН, КЛУБ-У и других), качественно и детально обследует и определяет степень их повреждений, что позволяет обеспечивать безопасность движения поездов. Он самостоятельно разработал устройство для проверки датчиков скорости на локомотивах без их демонтажа, что существенно сокращает время на обнаружение неисправностей, и сконструировал стенд для хранения рабочего инструмента.

В этом году на счёту карасукского рационализатора две новаторские разработки, одна из которых уже внедрена в производство Это – специальный ключ для снятия датчиков давления. Также в текущем году Юрий Пономарёв принимал активное участие в проведении работ по модернизации локомотивов с переоборудованием с системы АЛСН на КЛУБ-У.

Сам же Юрий Николаевич вспоминает другое своё новшество последних лет – проект, связанный с усовершенствованием работы системы ТСКБМ (телекоммуникационная система контроля бдительности машиниста). Контроль осуществляется носимым браслетом, который на основе показателей сопротивления кожи подаёт сигнал в случае, когда человек переходит в режим, отличный от бодрствования.

– Я предложил установить ферритовые фильтры на кабели данной системы для снижения помех и для обеспечения более устойчивой работы системы, – рассказывает новатор.

...Село Савкино в Баганском районе Новосибирской области было основано незадолго до начала строительства железной дороги Татарская – Славгород, на пути которой волей судеб оно впоследствии оказалось. Неудивительно, что судьбы жителей села, где родился и вырос Юрий Пономарёв, тесно связаны с магистралью.

– Но начинал я не как железнодорожник, – улыбается Юрий Николаевич. – Работать пошёл в 17 лет в стройчасть совхоза имени Александра Невского в Баганском районе. Сразу после школы окончил курсы ДОСААФ, получил права водителя и трудился шофёром. Хотел поступить в Омский институт инженеров железнодорожного транспорта, но передумал непосредственно на экзамене – встал посреди него и вышел. Решил, что учёба подождёт, что надо идти работать.

Отслужив в армии, Пономарёв вернулся в родное село и по совету земляков устроился на работу в локомотивное депо Карасук. При депо работали курсы помощников машиниста. Успешно окончив их, Юрий три года работал за левым крылом локомотива. Экстерном сдал экзамены на право управления электровозом. Позже переехал в Карасук, женился, начал строить дом. В семье молодого локомотивщика родилась дочь, а через два года – сын.

Труд машиниста оказался весьма нелёгким. Времени ни на что, кроме работы, не оставалось.

– Движение в то время отличалось весьма значительной интенсивностью, – вспоминает электромеханик. – В рейс уходил чуть ли не ежедневно. Ни о каком строительстве дома речи уже не шло.

И Пономарев пошёл к руководству депо с просьбой о переводе в другое подразделение. Но его никак не хотели отпускать с поездной работы – ведь у локомотивщика не было ни единого нарушения, сплошь одни зелёные талоны. Наконец, он попал на приём к начальнику депо Валерию Шачневу.

– Поговорили мы с ним очень душевно. Валерий Иванович понял мои проблемы и разрешил перевод в ремонтное подразделение. Таким образом в 1988 году я стал слесарем по ремонту подвижного состава со специализацией на электрике, – говорит Юрий Николаевич. – Мне очень повезло с моими наставниками – старшим мастером у меня оказался Валерий Земляной, легендарная личность в карасукском депо.

Задачей Пономарёва был ремонт электроподвижного состава в объёме ТР-1, в основном электровозов серии ВЛ80С. В сфере его ответственности был так называемый запуск – пробные испытания электровоза перед тем, как передать его локомотивной бригаде. С этим он прекрасно справлялся, поскольку сам отработал помощником машиниста и машинистом в общей сложности семь лет.

И всё остальное у Юрия Николаевича прекрасно получалось – ему вначале присвоили 4-й, затем 5-й, а после и 6-й разряд. А далее подразделение, в котором он работал, начало заниматься вещами поистине уникальными. Отсюда и пошла его тяга к новаторству. 

– Началось всё с того, что в депо пришёл Владимир Смыков. Под шефством тогдашнего начальника депо Владимира Пустового мы начали вместе работать над проектом, значение которого трудно переоценить, – рассказывает карасукский новатор.

В 1990-х годах на железной дороге был дефицит пассажирских локомотивов, и подразделение, где работал Пономарёв, начало заниматься переделкой грузовых электровозов в пассажирские аналоги. Адаптировали все электросхемы, делали электроотопление пассажирских вагонов поезда. Фактически создали новую модификацию электровоза: был ВЛ80С, получился – ВЛ45П. За два года бригада, в которую помимо Пономарёва и Смыкова, входили Александр Констанц и Александр Оробец, адаптировала под пассажирское движение 10 локомотивов.

– Самое сложное в этой работе было переделать силовую часть и цепи управления, – подчёркивает Юрий Николаевич. – Мы справились. На базе внедрённой нами схемы было рекомендовано проводить подобную модернизацию на других дорогах. Статьи о нашем передовом опыте печатали в журнале «Локомотивная тяга», была проведена школа передового опыта. Карасук гремел на всю сеть железных дорог!

По словам Пономарёва, в дальнейшем эти 10 локомотивов были оборудованы так называемым электропневматическим торможением. Это было необходимо исходя из требований безопасности движения, предусматривающих более надёжные и эффективные механизмы торможения на пассажирских составах.

Следующим технологическим прорывом бригады была «эксклюзивная» разработка, позволившая соорудить из двухсекционного электровоза серии ВЛ80С два односекционных двухкабинных локомотива ВЛ40П. О качестве переделки говорит хотя бы тот факт, что за 10 лет работы этих локомотивов в пассажирском движении не вышел из строя ни один мотовентилятор. 

Но и это ещё не всё – из локомотивов ВЛ40П делали рельсосмазыватели, которые эксплуатировались до самого последнего времени. Работали они в Алтайском регионе магистрали и были оборудованы системой рельсосмазывания, не имеющей аналогов. Использовался самый передовой принцип – бесконтактный способ нанесения смазки. Было изготовлено четыре подобных машины. 

Параллельно бригада, в которой работал Пономарёв, осуществляла монтаж системы автоведения на грузовые локомотивы.

Сегодня Юрий Николаевич активно передаёт свой богатый производственный опыт молодым коллегам. В качестве наставника за последние три года он подготовил к самостоятельной работе двух перспективных специалистов, недавних выпускников университетов путей сообщения.
Автор: Алексей Григорьев