Звезда

На переднем крае

Александр Донцов и Игорь Чижик, машинист и помощник машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Батайск

Локомотивная бригада спасла жизни пассажиров, заплатив за это высокую цену.

Александр Донцов.jpg   Игорь Чижик.jpg

На перегоне Высочино – Васильево-Петровская Ростовского региона СКЖД 4 июля в 15.40 водитель грузового автомобиля, нарушив ПДД, выехал на регулируемый переезд без дежурного работника перед приближающимся пассажирским поездом №187 Архангельск – Новороссийск. 

Никто уже не узнает, почему водитель КамАЗа поехал на «красный» – при аварии у него не было ни единого шанса уцелеть. Машинист поезда моментально применил экстренное торможение, но расстояние было слишком коротким: при скорости поезда более 90 километров в час локомотив буквально смял зерновоз, протащив его порядка 600 метров, при этом электровоз сошёл с рельсов первой колёсной парой, было повреждено верхнее строение пути.  

В результате столкновения 55-летний помощник машиниста Игорь Чижик скончался от травм, а машинист Александр Донцов был госпитализирован в больницу. Несколько пассажиров (из 472 человек, находящихся в 16 вагонах) обратились за медицинской помощью в связи с незначительными ушибами. 

Локомотивную бригаду эксплуатационного локомотивного депо Батайск в составе Александра Донцова и Игоря Чижика вызвали на рейс согласно графику. 

За долгие годы работы – оба начинали ещё в локомотивном депо Ростов (Игорь Чижик – в 1981 году, Александр Донцов – в 1991 году) – они к такому ритму труда привыкли. 

Рейс выполняли в парадных белых рубашках со знаками отличия в честь проведения в России чемпионата мира по футболу, на новом электровозе ЭП1М №666. Оба – высококлассные профессионалы. 

На совещаниях часто можно услышать: «Локомотивная бригада находится на переднем крае борьбы за безопасность движения». И это не просто красивый лозунг, а правда жизни. Часто лишь от машиниста с помощником зависит, чем закончится та или иная внезапно возникшая опасная ситуация, и они предпринимают всё возможное, чтобы предотвратить тяжёлые последствия, спасти пассажиров, грузы, технику, а себя спасти могут не всегда.

Как рассказывает близкий друг и коллега Игоря Чижика машинист электровоза депо Батайск Сергей Назаров, Игорь Юрьевич относился к профессии по-особому, постоянно повышал свою квалификацию. Есть люди, которые стремятся стать настоящими мастерами своего дела, и Игорь Чижик был именно из их числа. Он много времени уделял самоподготовке, техзанятиям, практике, и в итоге стал одним из лучших в депо помощников в пассажирском движении. 

Его часто привлекали к обкатке машинистов, которые переходили в пассажирское движение из грузового. Многие из них и сегодня успешно трудятся в депо. 

У Игоря Юрьевича осталась жена и двое взрослых детей. Его сын Андрей говорит, что отец всегда хотел водить поезда, в детстве с удовольствием ходил заниматься на детскую железную дорогу, не раздумывая поступил в железнодорожный техникум. И это романтическое чувство к профессии он пронёс через всю жизнь. Иногда спрашивал у подрастающего сына, не хочет и он пойти по его пути, но Андрей не захотел: он видел, насколько непроста работа машиниста, как отец устаёт, сколько физических и моральных сил нужно иметь, чтобы быть настоящим профессионалом. В феврале Игорь Чижик мог бы уйти на пенсию по возрасту, но расстаться с любимой работой не смог. 

За плечами 47-летнего Александра Донцова – не менее крепкий профессио¬нальный путь. Уроженец Краснодарского края, он закончил Ростовский техникум железнодорожного транспорта, а в 2001 году РГУПС по специальности «Электрический транспорт». Машинистом он трудится с 1995 года, с хорошими результатами. Ему была объявлена благодарность начальника дирекции тяги, вручён нагрудный знак «Лучший машинист локомотива» III степени, а также звание «Почётный работник дирекции тяги». Вместе с коллегами Донцов в 2015 году прошёл обучение на Новочеркасском электровозостроительном заводе по управлению электровозом ЭП20. Под его началом также прошли обкатку многие помощники машиниста, ныне и сами опытные машинисты. Добросовестный, ответственный специалист, которому по плечу решение самых непростых ситуаций – так отзывается о нём машинист-инструктор депо Владимир Михайленко. 

Кстати, Владимир Михайленко тоже был героем рубрики «Доска почета», когда он, ещё будучи машинистом, вместе с помощником Сергеем Клименко 2 августа 2015 года (в День железнодорожника) применили экстренное торможение и избежали столкновения с зерновозом на том же переезде, где произошла нынешняя трагедия. К сожалению, это не просто совпадение. 

Переезд 1383-й км – опасен. В этом месте водители нашли самый короткий путь в порт Азов, и едут сюда теперь чуть ли не колоннами. Ещё несколько лет назад тут был обычный переезд с небольшим автомобильным движением. Но шофёры сообразили, что, минуя Батайск, можно сэкономить на топливе. И теперь многие фуры двигаются именно через этот регулируемый без дежурного переезд на перегоне Высочино – Васильево-Петровская. Он оборудован сигнализацией, которая предупреждает о приближении поезда и включает запрещающие сигналы. Но не все готовы эти сигналы воспринимать.

Уже через месяц после того, как электровоз Михайленко едва не столкнулся с кузовом зерновоза, на том же переезде под локомотив попала легковая машина, которая также рванула через пути перед приближающимся поездом на «красный». 

Погибла женщина-водитель. Небольшой обелиск у дороги, поставленный родственниками, стоит как напоминание шофёрам о том, к чему приводят нарушения ПДД. Достаточно ли этого? К сожалению, нет. 

– Для всех без исключения работников нашего коллектива случившееся – огромная трагедия, – говорит заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо по кадрам и социальным вопросам Анатолий Лашков. – Мы очень надеемся, что будут предприняты все необходимые меры, чтобы в будущем исключить повторение таких аварий. Конечно, это зависит не только от железнодорожников. К решению проблемы безопасности на переездах должны подключиться все – и территориальные администрации, и ГИБДД, все заинтересованные стороны.  Мы не хотим больше терять своих товарищей. 

Как заявил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров на сетевом селекторном совещании, посвящённом итогам работы компании в июне и в I полугодии, семье погибшего помощника машиниста будет оказана вся необходимая помощь и поддержка. 

Также глава РЖД поручил проработать совместно с машиностроителями вопрос оборудования перспективных локомотивов дополнительными системами безопасности бригады.
Автор: Юлия Олейникова