Вагонный дозор Красноярский железнодорожник

Вагонный дозор

Леонид Шмелёв, осмотрщик-ремонтник вагонов пункта технического обслуживания Красноярск-Восточный эксплуатационного вагонного депо Красноярск-Восточный службы вагонного хозяйства Красноярской дирекции инфраструктуры

Леонид Шмелёв с начала года обнаружил 47 трудновыявляемых дефектов.

Осмотрщик-ремонтник вагонов пункта технического обслуживания Красноярск-Восточный эксплуатационного вагонного депо Красноярск-Восточный службы вагонного хозяйства Красноярской дирекции инфраструктуры Леонид Шмелёв с начала года обнаружил 47 трудновыявляемых дефектов, угрожавших безопасности движения поездов. 
Таких работников, способных за месяц находить шесть-семь, а то и десять серьёзных неисправностей, на каждую смену из 40 человек – не больше десятка, говорят в руководстве ПТО. Все они, что называется, на вес золота.

«Кто-то лучше работает ночью, кто-то днём. Кто-то из ребят мастерски выявляет трещины на боковых рамах вагонной тележки, а мне в «охоте» за боковинами не очень-то везёт, – рассказывает Леонид Шмелёв. – Я больше специалист по неисправностям буксовых узлов и автосцепки – такие дефекты меня будто сами притягивают. Бывает, внешне никаких признаков, и звук от удара молотком вроде правильный, но вот что-то не нравится в этом вагоне, и всё тут. К этому ощущению всегда надо прислушиваться, оно не обманет. Лучше лишний раз проверить. И в самом деле – открываешь буксу, а там неисправность». 

Так было и месяц назад на станции Злобино, когда Шмелёв осматривал фитинговые платформы для перевозки контейнеров. «Вагон недавно из ремонта. Привлекла внимание немного помятая крышка буксового узла. Вроде бы ничего страшного, но решил проверить. Открыл, а там сломан сепаратор – деталь подшипника, в которой расположены ролики, – вспоминает осмотрщик. – Если эту неисправность не выявить, через какое-то время заклинит колёсную пару, что приведёт к образованию ползунов и прочим дефектам, вплоть до срезания оси колёсной пары».

Есть на счету у Шмелёва и другие выявленные опасные дефекты, в том числе и трещины боковой рамы, с которыми, по его словам, ему не везёт. И дело тут не только в интуиции. «Мы ведь вагонные доктора – от того, насколько точно проведём диагностику, зависит безопасность движения, – рассуждает Леонид. – Мне всегда хотелось повышать свои знания и квалификацию. Когда пришёл в депо, расспрашивал давно работающих, как они находят неисправности, по каким признакам. И до сих пор не стесняюсь спрашивать у коллег». 

С опытом приходят и свои профессиональные секреты. Например, Шмелёв заметил, что излом сепаратора или трещины чаще всего бывают у букс с торцевым креплением при помощи шайбы. А множественные дефекты на поверхности катания колеса – верный признак того, что с буксой что-то неладно. «Бывает и так, что вскрываешь буксу, а с ней всё в порядке. Тогда стоит проверить буксу с другой стороны колеса, особенно если гребень колеса сильно блестит и изношен. Вероятно, крепление колеса ослабло, и оно немного ходит по оси, в результате чего гребень стачивается интенсивнее», – делится опытом Леонид Шмелёв.

«Если человек хочет овладеть специальностью, стать настоящим профессионалом, надо не сидеть на месте, а всё время учиться, анализировать опыт других и свой собственный. Леонид как раз и относится к этой категории работников», – говорит старший осмотрщик смены Александр Шутов.

С 2013 года в депо Красноярск-Восточный каждый квартал пятеро лучших работников ПТО получают «Паспорт качества». За четыре года работы Леонид Шмелёв неоднократно становился его обладателем, а в июне победил в конкурсе профмастерства и был признан лучшим из восьми сотен осмотрщиков вагонов депо Красноярск-Восточный (в состав депо входят 13 ПТО на участке от Красноярска до станции Решоты). Сейчас он готовится к дорожному конкурсу профмастерства. 

Выбор профессии для Леонида Шмелёва был предопределён с детства. Его семья жила в городе Боготоле, который называют западными воротами КрЖД на Транссибе. Бабушка 45 лет отработала в вагонном хозяйстве, дед – 45 лет в локомотивном депо, отец проходил военную службу на железной дороге, а позже работал художником-оформителем на станции Красноярск-Восточный. Многие родственники тоже железнодорожники. «Мужчины у нас в родне в основном трудятся машинистами и помощниками, а меня к вагонам потянуло. Помню, ещё бабушка рассказывала, что работа тяжёлая, но интересная», – рассказывает Леонид. В 2011 году он окончил Иркутский ГУПС с красным дипломом, за что получил именные часы начальника дороги. Начинал работать слесарем в Ачинске, затем бригадиром цеха по разделке вагонов на металлолом в Боготоле. До службы в армии в трудовой книжке накопилось ещё несколько записей. Отслужив и вернувшись на железную дорогу, через год, в 2014-м, Леонид перевёлся в депо Красноярск-Восточный – из-за будущей жены Ольги, с которой познакомился на свадьбе друга, – девушка жила в краевом центре.

«Как раз тогда руководство вагонной службы предложило вы­учиться на мастера, чтобы потом работать в ПТО Саянская. Надо было выбирать – или карьера, или семья. Переехал в Красноярск, женился, сейчас Ольга в отпуске по уходу за ребёнком», – рассказывает Леонид.

Снова пришлось начинать с малого – с должности осмотрщика-ремонтника 4-го разряда ПТО Красноярск-Восточный. Сейчас Леонид уже повысил квалификацию до 6-го разряда. Пришло время думать и о продвижении по карьерной лестнице. Для этого, по мнению Александра Шутова, у молодого вагонника, освоившего несколько рабочих специальностей, вполне достаточно знаний и опыта.
Автор: Елена Пасечник