Вперёд

Пассажиры даже не заметили…

Алексей Ворожцов и Иван Шароватов, машинист и помощник машиниста

Бдительность бригады электропоезда отвела опасность от пассажиров и дороги.


Алексей Ворожцов.jpg   Иван Шароватов.jpg
От слов «угроза безопасности движения» всегда веет тревожным и неуютным холодом. Причиной вольных или невольных угроз, как правило, бывает чья-то безответственность, недальновидность или просто пренебрежение.

И тогда путь этой угрозе, стремящейся превратиться в большую беду, заступает профессионализм и бдительность людей, которые даже в экстремальной ситуации не теряют самообладания, понимая, что от их действий зависит не только престиж профессии, компании, но и жизнь доверившихся им пассажиров.

К счастью, событие, произошедшее августовским днём на маршруте движения электропоезда № 6004/6003 Копанище – Лиски – Воронеж, пассажиров этого рейса холодком тревоги не обожгло – они его даже не заметили. И словосочетание «угроза безопасности движения» обошло их стороной, прозвучав лишь в приказе начальника Юго-Восточной железной дороги Сергея Задорина, которым машинисту электропоезда моторвагонного депо Отрожка Алексею Ворожцову и его помощнику Ивану Шароватову была объявлена Благодарность и поощрение денежной премией «за высокий профессионализм и бдительность».

Впрочем, сами герои-железнодорожники об этом происшествии и своих действиях в непростой ситуации рассказывают по-мужски лаконично.

– Субботняя поездка с туристами в музей-заповедник Дивногорье и жителями пристанционных посёлков для нас была рядовой, – вспоминает машинист электропоезда Алексей Ворожцов. – На обратном пути следования на 141 км перегона Копанище – Крупенниково у пикета 10 мы заметили на рельсовом пути посторонний предмет. Приблизившись, увидели, что это тормозной башмак, какими обычно крепят составы во время остановки и вагоны, находящиеся под погрузкой. Он лежал на левом рельсе нашего пути. Включать экстренное торможение не пришлось: на скорости 60 км/ч я применил ступенчатое торможение. Остановив поезд, забрал башмак в кабину, доложив об этом по радиосвязи дежурному по станции Крупенниково и продолжив движение. По прибытии на станцию Лиски мы сдали злосчастный башмак в Лискинское транспортное отделение полиции и в Воронеж прибыли по расписанию.

За чёткостью коротких в своей скромности фраз остались недосказанными возможные последствия от тормозного башмака, оказавшегося на рельсах по пути следования электрички, полной людей.

Знающим это место у пикета 10 на 141 км не трудно включить воображение, чтобы представить, что могло бы произойти, если бы машинист и его помощник хотя бы на миг отвели взгляд от рельсовой колеи, пленившись, как и пассажиры, красотами Дивных гор, или просто отвлеклись нерегламентированным разговором между собой. Перегон Копанище – Крупенниково – это не только природные красоты меловых Див. Сложнейший рельеф усугубляет кривую пути, заставляя дисциплинированных машинистов не притуплять бдительность. Справа от железнодорожного полотна почти отвесной стеной высится крутизна меловых гор с частыми осыпями. Слева – обрывистая крутизна железнодорожной насыпи. Здесь не то что тормозного башмака, но и более мелкого постороннего предмета на рельсах хватило бы, чтобы безмятежная экскурсионная поездка воронежцев и гостей Юго-Восточной магистрали превратилась в беду. Её, к счастью, не пропустила та самая ответственность бригады из депо Отрожка.

– Поступок Алексея Ворожцова и Ивана Шароватова достоин уважения не только с точки зрения их профессионализма, – говорит начальник уголовного розыска Лискинского отделения полиции на транспорте Роман Патик.

– Они помогли сотрудникам полиции оперативно установить хозяев того опасного тормозного башмака, оказавшегося на пути следования электрички.

Хозяевами оказалась компания, ведущая в Дивногорье разработку меловых отложений и вагонную отгрузку продукции. По словам сотрудников транспортной полиции, в транспортном цехе завода регистрация выдачи тормозных башмаков ведётся от случая к случаю, что позволяет пользоваться ими даже рабочим, не закреплённым приказом и не обученным мерам безопасности и условиям их хранения. А как оказался тормозной башмак на рельсах магистрали с оживлённым пассажирским и грузовым движением, сотрудникам полиции ещё предстоит выяснить.

Наши герои на вопрос, были ли в их практике подобные выявления, угрожающие безопасности движения, скромно упоминают упавшее поперек рельсов дерево, которое им доводилось убирать в пути следования. Но, листая их послужной список, в разделе «награды» нахожу записи приказов о неоднократном поощрении. У машиниста Алексея Ворожцова, кроме премий, значатся две Благодарности начальника ЮВЖД и именные часы от руководителя магистрали. Премиями не один раз поощрялся и помощник машиниста Иван Шароватов.
Автор: Николай Кардашов