Главное – без паники! Железнодорожник Поволжья

Главное – без паники!

Наталья Цуканова, дежурный железнодорожного поста переезда 8-й километр станции Ельшанка Волгоградской дистанции пути

За годы работы Наталья Цуканова предотвратила немало ДТП на переездах, а 7 мая этого года ликвидировала развал груза на путях.

На двери железнодорожного поста переезда 8-й километр станции Ельшанка объявление: «Дежурный, помни! От твоей оперативности и действий зависят жизнь и здоровье людей!». Этим принципом руководствуется в работе Наталья Цуканова. Она 12 лет трудится дежурным на самых напряжённых переездах Волгограда и точно знает, что нужно делать во внештатной ситуации.

Расслабляться некогда
В одну сторону следует грузовой состав, а в другую тут же – электричка. За шлагбаумом водители нервно ожидают открытия переезда. Наконец-то заградительное устройство опускается. Из-за поворота выползает двадцатиметровая фура и идёт на подъём опасного участка. Она загружена мешками с цементом, перетянутыми тросами. Кажется, ещё движение – и вся конструкция развалится. На этот раз дежурный вздыхает облегчённо: громоздкий автомобиль покинул переезд. Таких машин здесь бывает много. Все они следуют в промзону и обратно: за переездом располагаются три завода и торговая строительная база. 

В течение смены в обоих направлениях проезжает около пяти тысяч транспортных средств, порядка 50 пассажирских поездов дальнего и пригородного сообщения и 20 грузовых составов. Из-за интенсивного движения данный переезд считается самым напряжённым в Волгоградской дистанции пути. Дежурным работникам расслабляться некогда: всегда нужно быть начеку. 

Так, в день моего знакомства с героиней очерка, 7 августа, в 10.50 на переезде заглох трактор с сеном. В это время с гипсового завода шёл маневровый локомотив с гружёными вагонами. Наталья Ивановна сразу включила заградительную сигнализацию. Через семь минут двигатель всё-таки завёлся, и машина освободила пути.

Дежурный признаётся: автомобили часто глохнут прямо на переезде, особенно днём в будни. Хуже всего приходится осенью и зимой. На подъёме длиномеры с трудом преодолевают грязь, снег и наледь. Образуется затор, и работник спешит его устранить. Под контролем дежурного и ближайший нерегулируемый переезд. 

– Должности, на которых я трудилась, будь то оператор механизированной горки станции имени Максима Горького или учитель истории, помогли выработать спокойствие, выдержку и реакцию, – говорит Наталья Цуканова. – Машина попадает под шлагбаум. Водитель злится и ругается. Но я не поддаюсь на провокации и нахожу нужные слова, чтобы он покинул переезд без претензий. На раздражение всегда отвечаю пониманием. В нашей работе нет места панике и равнодушию. Безразличие – угроза безопасности. В течение 12 часов, заступив на дежурство, я отвечаю за жизнь и здоровье людей на переезде.

Пока общаюсь с героиней, замечаю на столе под стеклом рукописный перечень всех случаев ДТП на сети дорог. 

– Мы ведём его для себя. Надо знать, какие ситуации приводят к происшествиям, чтобы не допустить подобного на своём переезде, – комментирует собеседница.

Предотвратить беду
7 мая около 11 часов утра на переезд выехал МАЗ. Пересекая третий и четвёртый пути, машина с прицепом подскочила на кочке, и из него на железную дорогу вывалилось три тонны арматуры. Цуканова срочно включила заградительное устройство. С охами-ахами водитель выбежал из грузовика и попытался поднять металлические детали – безуспешно. 

Дежурный по станции Ельшанка сообщила, что ближайшие 15–20 минут поездов не будет, а значит, именно за это время нужно убрать препятствие. Наталья Ивановна позвонила мастеру Александру Коновалову. Он подъехал на место происшествия с бригадой монтёров пути. Переезд освободили, оттащив металл в сторону. Вскоре появился и хозяин арматуры с погрузчиком. К тому моменту через переезд уже стали следовать поезда. Спустя сорок минут движение восстановили для всех транспортных средств. 

Был в практике Цукановой ещё один неординарный случай: загорелся КамАЗ. Тушил автомобиль на путях пожарный расчёт. Кабина выгорела дотла. А однажды Цукановой пришлось «снимать» легковушку, повисшую на крышке УЗП.

– На переезде много чего бывает, главное, чтобы все участники движения остались живы и здоровы, – считает дежурный.

Эти происшествия случились на переезде 1056-й километр станции Бетонная, где Наталья Ивановна проработала семь лет. Там движение было ещё интенсивнее и опаснее, чем на Ельшанке: четыре полосы движения автотранспорта и три пути для поездов. Образовывались многокилометровые пробки. Ждать водителям приходилось часами. Четыре года назад после сдачи в эксплуатацию путепровода переезд закрыли.
 
Уникальная методика
За 12 лет работы Цуканова подготовила восемь стажёров. Один из них в минувший понедельник с первого раза сдал экзамен. Для наставника это хорошая оценка, так же как и профессиональный рост учеников. Например, наша героиня искренне рада за Галину Баталову, которая стажировалась на переезде в прошлом году. Сегодня она работает техником Сарептской дистанции пути.

Наталья Ивановна готовит новичков по собственной методике, опираясь на двадцатилетний опыт работы в школе. 

– Первый день у нас – ознакомительный. Стажёр полностью облачается в железнодорожную амуницию. Я подробно рассказываю о пульте управления переездом, какие существуют кнопки, пломбы, щитки, с какого направления идут поезда, какие сигналы надо подавать. Разрешаю нажать на одну из кнопок. Сколько у стажёра эмоций и восторга в этот момент, вы не представляете! – раскрывает секреты железнодорожница.

Во вторую смену стажёр погружается в инструкции. В следующую – каждую операцию наставник с учеником отрабатывают по секундомеру, усваивают, как и что функционирует, сверяют показания с документами. Четвёртая смена подразумевает самостоятельную работу. Дежурные не только встречают поезда, но и подтягивают болты путейскими ключами, оперируют кувалдой. Всего в стажировке десять смен, в последние из которых в режиме нон-стоп ученик проходит тестирование. Как признаётся наставник, главное – терпение.

Сама же Цуканова пришла на железную дорогу вслед за старшим братом Владимиром Ивановичем Захаровым, трудившимся регулировщиком скорости движения поездов на станции имени Максима Горького. Он посоветовал сестре отучиться в сарептском училище № 39 и стать оператором механизированной горки. После свадьбы судьба забросила чету Цукановых в Тверскую область. Там поблизости не было железной дороги, и Наталья Ивановна переквалифицировалась в учителя истории. Спустя два десятилетия супруги вернулись на малую родину. Тогда средний брат Андрей Иванович, работавший монтёром пути, бригадиром, а затем мастером в Волгоградской дистанции пути, вновь позвал сестру на стальную магистраль, напомнив о семейном призвании. Сегодня общий трудовой стаж династии составляет без малого 150 лет.

Наталья Цуканова по-хозяйски подходит к своему рабочему месту. Здесь чисто, уютно, прохладно, несмотря на уличную жару. На стенах развешены многочисленные памятки. На территории поста выложены дорожки и радуют глаз цветы. С гордостью героиня очерка показывает благоухающий куст жасмина. 

– Надо, чтобы красиво было. Это мой «приусадебный» участок, – шутит хозяйка переезда. – У меня и дома много цветов, особенно роз. 

Домашнее хозяйство Натальи Ивановны, конечно, побольше: курочки и цыплята, огород и сад, где каждое дерево плодоносит. Цукановы берут со своих шести соток максимум пользы, потому что приятно достать холодной зимой из погребка баночку лета и разделить вкуснятину с семьёй и друзьями.
Автор: Любовь Каретникова