Победы над стихией Звезда

Победы над стихией

Николай Иванов, дорожный мастер Ставропольской дистанции инфраструктуры (ИЧ Ставрополь)

В моменты возникновения различных природных катаклизмов и проверяется профессионализм железнодорожников, умение работать в коллективе, чувство локтя.

Благодаря бдительности и оперативным действиям дорожного мастера Ставропольской дистанции инфраструктуры (ИЧ Ставрополь) Николая Иванова удалось избежать серьёзных последствий в результате размыва дорожного полотна. 

Рабочий день Николая Иванова теоретически уже закончился, и он после окончания селекторного совещания направлялся домой. Последние несколько часов шёл сильный дождь, и Николай обратил внимание на то, что железнодорожные пути на 106-м и 107-м километрах перегона Большевистская Искра – Благодарное начинало подтапливать. На часах было 15.40. 

На памяти Иванова уже было как минимум два серьёзных размыва железнодорожного полотна, поэтому дорожный мастер прекрасно понимал насколько могут оказаться опасными обильные и продолжительные осадки. Заехав домой, чтобы переодеться, он принял решение вернуться на перегон и контролировать ситуацию. Ливень усиливался, погодные условия осложнились порывами сильного ветра. Добравшись до места, Николай ахнул. За полчаса его отсутствия рельсы кое-где уже повисли в воздухе.

Впоследствии мастер насчитал на участке протяжённостью 700-800 метров 30 локальных мест, на которых вымыло грунт на глубину от 0,40 до 1,6 метра от уровня рельса. Каждый из размытых участков имел длину от 1,5 до 25 метров. 

В тридцати метрах от железной дороги параллельно ей тянулась автотрасса, по другую сторону от которой раскинулись поля. Зная местные ландшафт¬ные и климатические особенности, автодорожные службы оградили трассу со стороны полей двухметровыми земляными насыпями, чтобы в случае осадков и частых в этом регионе ветров грунт с полей не сползал на дорогу. Какое-то время искусственные насыпи сдерживали скапливающийся на полях поток воды, но не зря говорят «капля камень точит». Прибывая сверху и размывая бугры изнутри, вода преодолела искусственный барьер и мощно хлынула на автомобильную и железную дороги. За считанные секунды двухметровые волны смыли в сторону железнодорожного полотна проезжающие машины. По словам Николая Иванова, три легковых автомобиля кинуло прямо на железнодорожные пути. Многие авто, уносимые потоком, оказались в нескольких метрах и даже сантиметрах от железнодорожных рельсов, во внезапно созданных водой кюветах и земляных сходах. Перевёрнутые, за считанные секунды на половину зарытые в почву вместе с водителями автотранспортные средства стали наглядным примером беспомощности человека перед природной стихией. 

– Автомобиль «Газель» только что ехал, а буквально через мгновение уже лежал на боку в десяти метрах от железной дороги. Водителям и пассажирам тех машин очень повезло, никто из них не пострадал, – вспоминает Николай.

Он немедленно связался с ближайшей железнодорожной станцией Большевистская Искра, доложив о ситуации на перегоне, позвонил начальнику дистанции Сергею Берлизову и главному инженеру Дмитрию Богданову, поездному диспетчеру. Движение на перегоне было немедленно закрыто. С момента обнаружения начинающегося подтопления до полной остановки железнодорожного сообщения на этом участке прошло не более 40 минут. Постепенно осадки и ветер стали стихать. Дождь уже не лил, а накрапывал. В течение часа на место ЧП прибыли представители различных железнодорожных служб. Более 100 работников и специалистов устраняли последствия.

– От Минераловодской и Прохладненской дистанций пути приехали по 20 человек, от Армавирской – 15, шесть из Светлоградского восстановительного поезда (они обеспечили нам освещение в ночное время), два специалиста регионального центра связи организовали связь, наших работников было около 50 человек, – рассказывает начальник ИЧ Ставрополь Сергей Берлизов.

Железнодорожники работали слажено и быстро. Первым делом очистили рельсошпальную решётку от грязи, веток и мусора. Стали укладывать шпалы под основание рельсошпальной решётки, заполняли клетки щебёночным балластом. Две хоппер-дозаторные вертушки производили отсыпку балласта. На участке работал противоразмывной поезд, в составе которого имелось 4 платформы с бутовым камнем и 10 платформ со щебнем. Параллельно меняли шпалы, укрепляли откосы насыпи камнем. Завершающим этапом стала выправка пути машинизированным комплексом. Аварийно-восстановительные работы длились практически сутки. 

– Конечно, работать в таких условиях было неимоверно трудно. Во-первых, расстояние между авто и железной дорогой хоть и небольшое – около 30 метров, но на тот момент труднопреодолимое. Даже когда вода стала сходить, там было где по колено, где по пояс воды. Вручную мы таскали шпалы с доставившего их КамАЗа, водитель которого тоже приложил нечеловеческие усилия, чтобы как-то проехать сквозь многокилометровую автомобильную проб¬ку, образовавшуюся на трассе, – вспоминает Николай Иванов.

Чтобы добраться до рельсов, железнодорожники выкладывали из шпал трапы. Всё делалось вручную. Далее нужно было растащить шпалы вдоль железнодорожного полотна по всей длине его пострадавшей части. Они также использовались для выкладки решёток под повисшим в воздухе путём, чтобы далее на него можно было заехать платформой и отгружать бутовый камень и щебень. 

Ближе к ночи работники Светлоградского восстановительного поезда привезли и установили 6 свечей с восстановительных кранов. Благодаря генератору освещение получается достаточно яркое, его вполне хватило для освещения 800 метров железнодорожного полотна. 

В практике Николая это уже третий случай серьёзного размыва железнодорожного полотна. С первым он столкнулся в 2004 году. ЧП произошло здесь же, на 106-107-м километрах тогда ещё Геор¬гиевской дистанции пути. Николай был тогда монтёром пути. В 2016 году меньший по силе, но тоже не без разрушительных последствий водоразмыв произошёл на 85-м километре Георгиевской дистанции пути. Обильные дожди и сильные порывы ветра обрушивались на Минераловодский регион СКЖД, как впрочем и соседние Ростовский и Краснодарский, на протяжении всего июля этого года. В конце месяца проблемы возникли и в Минераловодской дистанции электроснабжения. По словам начальника дистанции Альберта Зекоха, ситуацию удалось довольно быстро взять под контроль. 

– Так уж получилось, что мы живём и трудимся в такой природной зоне, где очень неустойчивая, коварная погода, – говорит Николай Иванов. – Но в моменты возникновения различных катаклизмов и проверяется наш профессионализм, умение работать в коллективе, чувство локтя. Надеюсь, что мы и в будущем, если понадобится, будем одерживать победы над стихией.
Автор: Юлия Сухарева