Ловушка для грузового Транссиб

Ловушка для грузового

Александр Грушаков, дорожный мастер Называевской дистанции пути

Решительно остановив поезд, дорожный мастер быстро восстановил нарушенный опорой габарит пути.

«19 июля 2018 года на перегоне Драгунская – Любинская легковой автомобиль «Лада Приора» повредил опору контактной сети на 2615 км, нарушив габарит по 1-му и 2-му главным путям. Дорожный мастер Александр Глушаков оперативно принял меры к остановке поезда №2236, уже проследовавшего станцию Драгунская, организовал работу автотранспортной техники по приведению в габарит опоры контактной сети. Это позволило избежать тяжёлых последствий и минимизировать потери в графике движения поездов». (Из представления о награждении знаком «За безопасность движения»).

На принятие верного решения оставались секунды
Трудовой день 19 июля для дорожного мастера Называевской дистанции пути Александра Глушакова завершался. Выполнены все задания, согласно которым производилось боронование автотракторной техникой полосы отвода и выправка второго пути на 2621 и 2626 км. Устранялись замечания, полученные в ходе комиссионного осмотра.

Эти исправленные замечания и шёл списывать дорожный мастер на пост электрической централизации станции Драгунская. Вот он, рукой подать – осталось миновать каких-то 30-40 метров. Именно в этот момент раздалась призывная трель сотового телефона.

– Александр Николаевич, какой-то «водятел» на легковушке врезался в опору, и она накренилась в сторону путей! – тревожно зазвучал знакомый голос монтёра пути Николая Штайнеца. – Что делать-то?!

– Коля, ты на каком километре? – немедленно среагировал на известие Глушаков.

– На 2615-м… Опора в габарите обоих путей!

Тем временем мимо застучали колёса грузового состава, уходившего со станции на перегон. Именно в ту сторону, где появилась «ловушка» для поездов. Нештатная ситуация заставила тут же сконцентрироваться – на принятие единственно верного решения оставались считанные секунды. Дорожный мастер дал указание подчинённому оставаться на месте и бросился в сторону поста электрической централизации.

Только дежурный по станции может спасти ситуацию, поскольку единолично распоряжается движением поездов как на станции, так и на прилегающих к ней перегонах. Никто, кроме него, также не имеет права отдавать распоряжений о приёме, пропуске и отправлении поездов, производстве манёвров.

На сей раз дежурный по станции пришёл в некоторое смятение, когда в помещение ворвался путеец. Однако после решительной команды: «Немедленно останавливай чётный поезд! Нарушение габарита на 2615 километре», быстро проникся опасной ситуацией, и в эфир пошло оповещение о возникшей серьёзной проблеме.

Восстановить габарит помог трактор
Убедившись, что главная угроза безопасности упреждена, Александр Николаевич сразу поспешил на место происшествия. Далее обстоятельства сложились самым благоприятным образом, поскольку следом за той злополучной машиной возвращался с боронования полосы отвода трактор МТЗ-80. Это тяговая единица и стала главным «действующим лицом» в возникшей чрезвычайной ситуации.

– Что случилось, Николаич? – тракторист Евгений Гаук высунулся из кабины, увидев бегущего навстречу дорожного мастера.

– По ходу узнаешь. Давай, жми на 2615 километр, – прозвучало в ответ.

Накренившуюся опору зацепили тросом и сноровисто, но аккуратно подтянули. Дали габарит по второму пути. А по первому пути тоже открыли движение, но с оговорками. Машинисту пассажирского поезда, который уже стоял с опозданием на станции Любинская, через дежурного по станции от Глушакова поступило указание – пикет №1 на 2615 км проследовать с опущенными токоприёмниками.

Верное решение. При просевшем примерно на полметра контактном проводе только так можно было и обеспечить безопасность движения, и минимизировать потери в графике движения поездов. А трактор тем временем так и держал опору, сохраняя габарит 1-го и 2-го пути. Вплоть до подхода энергетиков, которые в итоге заменили опору, восстановив пропускной режим в первоначальном виде.

С самой положительной стороны проявили себя в этой сложной ситуации монтёры пути 5-го разряда Николай Штайнец, Алексей Клопотовский и, конечно же, тракторист Евгений Гаук, виртуозно управлявший своей техникой. Ну, а главным героем, безусловно, стал дорожный мастер Александр Глушаков.

Александр Николаевич работает на железнодорожном транспорте более трёх десятков лет. Как подсказали «Транссибу» в Называевской дистанции пути, за всё это время зарекомендовал себя инициативным, грамотным и обладающим глубокими техническими знаниями специалистом. Дорожный мастер принимает активное участие в общественной жизни коллектива. Являясь общественным инспектором по безопасности движения поездов, регулярно и добросовестно проводит проверки. Только в этом году Глушаков выявил 7 нарушений, угрожающих безопасности движения поездов.

«В голове сразу прокрутилось, какие могут быть последствия»
Есть у этой истории и антигерой. Водитель автомобиля, который ехал со стороны станции Любинская по технологическому проезду вдоль пути – невзрачный и взбалмошный мужичок лет 35-ти. Он жалобно постанывал, когда трактор расцеплял любимую машину с опорой. Надо сказать, что его «Лада Приора» не очень-то и пострадала. Капот немного замят, радиатор разбит, бампер погнут. Всё подлежит восстановлению.

Гораздо более серьёзными стали претензии к нему со стороны железной дороги и органов ГИБДД. А сотрудники Госавтоинспекции по случаю оказались совсем рядом, поблизости обследовали состояние автодороги. Как и положено в таких случаях, составили акт.

– Сержант, как он себя чувствует, здоровье в порядке? – деликатно осведомился Александр Глушаков, подойдя к полицейскому.

– Трезвый. Говорит, что переутомился и заснул, – пожал плечами тот и заметил: – Однако выглядит, как чумной. Ладно, будем принимать меры.

Дорожный мастер взял инициативу в свои руки и совершил поступок, на который решится далеко не каждый. В его словах звучит твёрдая убежденность, что в должностных обязанностях правильно предписано предотвращать любого рода ситуации, угрожающие безопасности движения поездов.

– Тогда в голове сразу прокрутилось, какие могут быть последствия, – поделился он своим мнением с «Транссибом». – Представьте, что могло случиться, если бы в это время следовал пассажирский поезд. Другого решения у меня просто не было и быть не могло.

Александр Глушаков награждён знаком «Почётный железнодорожник», медалью «За развитие железных дорог», почётной грамотой ОАО «Российские железные дороги», знаком «Почётный работник Западно-Сибирской железной дороги», а также носит звание «Лучший мастер на Западно-Сибирской железной дороге». Все эти знаки отличия только подтверждают, что дорожный мастер Называевской дистанции пути способен взять на себя ответственность в любой чрезвычайной ситуации, решиться на поступок и рискнуть ради гарантированного обеспечения безопасности движения поездов.
Автор: Владимир Павлов