Дальневосточная магистраль

Когда «живая связка» крепче стали рельса

Андрей Марков и Денис Незаконнорожденный, машинист и помощник машиниста тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Комсомольск

Зоркость ученика и грамотные действия наставника предотвратили сход.

Марков Андрей.jpg   Незаконнорожденный Денис.jpg

Машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Комсомольск Андрей Марков и его помощник Денис Незаконнорожденный выявили выкрашивание металла на поверхности рельса, уложенного в главный путь. Тем самым локомотивная бригада предотвратила сход поезда. 

Встретиться с Андреем Марковым мы условились на «нейтральной территории» – в Комсомольском подразделении Дальневосточного учебного центра профессиональных квалификаций. Сюда машинист пришёл по делу. Сразу и объяснил, почему он не с напарником: «Мы с Денисом с некоторого времени работаем раздельно, и по времени наши смены не совпадают. Сегодня он в рейсе, а я отдыхаю. Значит, мне и отвечать на ваши вопросы».
 
До этого с представителями прессы Андрей Марков не общался, но к встрече подготовился обстоятельно. Основательность – одна из черт его характера. А потому и разговор о том, как был предотвращён сход, много времени не занял. 

Случай произошёл недалеко от станции Хурба. Андрею Маркову было поручено провести по этому участку путеизмерительный вагон, предназначенный для сплошного скоростного контроля состояния рельсовой колеи под динамической нагрузкой. 

– Мы ехали по боковому пути параллельно главному, – рассказывает машинист. – Скорость была небольшой. Каждый из нас имел свой сектор обзора. Неожиданно мой помощник заметил, что на главном пути что-то не так с рельсом. Я доверяю Денису, как себе. Поэтому остановил тепловоз, вышел и вернулся к подозрительному месту. Стал осматривать рельсы. Действительно, на одном из них увидел отслоение или выкрашивание металла. Сразу связался с дежурным по станции, сообщил о случившемся. Потом, по приезде, записал этот случай в книгу замечаний. Поинтересовался, какие меры были приняты. Надо отдать должное монтёрам пути – после моего замечания они заменили остродефектный рельс буквально за полчаса. Вот, собственно, и всё. 

Да, на первый взгляд, будничный случай. Но сам машинист вынужден был согласиться, что с таким остродефектным рельсом при хорошей скорости сход локомотива был бы неминуем. И ещё здесь свою положительную роль сыграл напарник, вовремя заметивший эту неисправность. Сказалась выучка наставника. 

– Я Дениса учил в своё время. А перед тем как расставаться, готовил его для самостоятельной работы, – продолжил свой рассказ Андрей Юрьевич. – Жаль, обкатку пришлось прекратить, потому что в тот момент машинисты депо не потребовались. Но сейчас снова появились вакансии. И Денис зовёт меня работать в паре, чтобы продолжить обкатку. И я согласен, ведь морально я отвечаю за его будущее. Хотя нынешняя работа на маневровом тепловозе мне больше по душе, чем работа в грузовом движении. 

Ещё одна черта характера машиниста: не рвётся он за большими заработками, которые возможны за счёт переработок в грузовом движении. Его устраивает равномерная работа в строго отведённые часы. Так больше возможностей планировать свой досуг. Есть и время на самообразование. Вот и в этот раз в Комсомольское подразделение учебного центра машинист пришёл для того, чтобы узнать о возможностях по обучению машинистов на электровозный вид тяги. 

– Я в своё время проходил обучение на два вида тяги, – говорит Андрей Марков. – Водил и электровозы. Но это было давно, до 1994 года, тогда я работал ещё в Ташкенте. А потом переехал в Тынду. Оттуда меня посылали в командировку в Ружино, и там тоже пришлось месяца два потрудиться на электровозах. В Тынде же работал только на тепловозах, где мне был присвоен 3 класс машиниста. С переездом в Комсомольск-на-Амуре повысил классность. Сначала сдал здесь экзамены на второй класс, а потом и на первый. Но сейчас мне хочется водить электровозы.  

Андрей Марков ярый сторонник электровозов. И всячески агитирует молодёжь своего депо учиться на этот вид тяги. Да он и сам готов сесть за парту, если потребуется освежить знания. Вот только скорей бы электровозы пошли по участку Волочаевка-2 – Ванино.
Автор: Георгий Куниловский