Каждый день работа – на первом месте Забайкальская магистраль

Каждый день работа – на первом месте

Елена Романова, дежурная по станции Моготуй

Дежурная по станции Моготуй Елена Романова за 30 лет работы на железнодорожном транспорте получала только поощрения.

Накануне профессионального праздника – Дня железнодорожника, который отмечался в этом году 5 августа, одной из награждённых отраслевыми знаками во время торжественного собрания в ДК Чита была и дежурная по станции Могойтуй Елена Романова. Начальник Забайкальской железной дороги Александр Скачков вручил ей знак “За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет”.

Для дежурной по станции Могойтуй Елены Романовой работа по сменам – дело привычное. За более чем 30 лет она уже не может себе представить, как можно работать пять дней в неделю с 8 до 17 часов.

– С Забайкальской железной дорогой я познакомилась в декабре 1985 года, когда устроилась нянечкой в ясли-сад на станции Могойтуй, – рассказала Елена Михайловна. – С детьми я работала чуть более полугода...

В день нашей встречи моя собеседница отдыхала после ночной смены. По её признанию, сейчас работать стало, с одной стороны, несколько проще, чем, скажем, 15-20 лет назад, потому что снизилось количество поездов собственного формирования, а с другой – сложнее, из-за заполнения большого объёма документации.

Родилась Елена Романова на станции Бурятская в ноябре 1968 года. Там же она пошла в школу. А через три года семья переехала в посёлок Могойтуй. После окончания Могойтуйской средней школы Елена решила поступить в Читинский строительный техникум. Однако, там она училась недолго. Поняв, что это не то дело, каким она хотела бы заниматься всю свою жизнь, Елена Михайловна приняла непростое для неё решение – забрать документы из техникума.

Чтобы не сидеть без дела, Елена устроилась в детский ясли-сад на станции Могойтуй, находящийся на балансе Забайкальской железной дороги. С детьми она проработала чуть больше полугода. Однако и здесь не нашла себя. Но однажды, когда вся большая семья собралась вместе, старшая сестра, Татьяна, трудившаяся дежурной по станции Могойтуй, предложила Елене устроиться работать на железную дорогу. И хотя предложение было сделано в шуточной форме, Елена решила попробовать себя в новом деле.

– Что меня поразило, когда я обратилась в отдел кадров станции Могойтуй по поводу трудоустройства, так это то, с какой заботой и вниманием ко мне отнеслись, – вспоминает Елена Михайловна. – В те годы жизнь на станции, что называется, кипела. Ежедневно грузили и разгружали около ста вагонов. А это требовало повышенного внимания со стороны персонала станции.

Елену Романову приняли на должность оператора технической конторы. В её обязанности входило оформление различной документации. Порой возникали курьёзные случаи. Операторы вручную вбивали номера вагонов на телетайпе, и когда отключалось электричество, приходилось проделывать операцию заново, так как введённая информация не сохранялась.

По её воспоминаниям,коллектив подобрался дружный. В смене работали около десяти человек. Каждый помогал друг другу, при необходимости замещали коллег. Поэтому, когда в июле 1994 года ей предложили должность дежурного по станции, она, не раздумывая, согласилась.

– Поначалу, глядя на десятки разноцветных огоньков, множество кнопок и тумблеров, огромное информационное табло и монитор компьютера с непонятными линиями, было немного страшновато, – сказала Елена Романова. – Для меня, человека, тогда ещё непосвящённого в тонкости работы движенца, всё это выглядело странным и загадочным.

Это сейчас моей собеседнице всё понятно. На пульт-табло отображена станция Могойтуй, все пути и стрелочные переводы. А на мониторе компьютера – графики движения поездов на определённых участках.

Осваиваться на новом месте моей собеседнице пришлось быстро. Ведь станция обслуживала не только Могойтуйский район, но и близлежащие – Агинский и Дульдургинский. Но и здесь ей по мере возможности постоянно помогали родные и близкие. Большую поддержку во всех начинаниях оказывала мама – Галина Петровна. Она помогала не только советом, но и делом – участвовала в воспитании внука.

Однажды во время смены к Елене обратился молодой человек. Он назвал её по имени, хотя был совершенно ей не знаком. Как оказалось позже, это был поездной диспетчер со станции Борзя, который признался, что он влюбился в дежурную по станции Могойтуй Романову... по голосу. Через некоторое время у них родился сын, Руслан. Однако жить вместе молодые не стали, как говорится, не сошлись характерами. Поэтому женщина вырастила и воспитала сына самостоятельно.

Руслан вырос рассудительным парнем и пошёл по стопам мамы. Сейчас он студент третьего курса Забайкальского института железнодорожного транспорта, учится по специальности “Экономика и управление персоналом” и одновременно подрабатывает. После окончания института Руслан собирается устроиться на Забайкальскую железную дорогу специалистом кадровой службы.

О его рассудительности говорит тот факт, что когда Елена Михайловна решила купить дом, он привёл несколько аргументов против покупки. Главные из них – отсутствие воды и расстояние до места работы.

После декретного отпуска молодой маме предложили должность приёмосдатчика груза и багажа. Здесь пригодился опыт, полученный ещё когда она работала оператором технической конторы. Требовались внимательность и скрупулёзность, многоразовая проверка заполненных документов.

Поняв, что без специальных знаний не обойтись, Елена Михайловна в 1997 году поступила в Читинский железнодорожный техникум на специальность “Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте”, который окончила в 2001 году.

В конце 2002 года Елене Михайловне предложили вернуться в дежурные по станции. На этот раз – разъезда №69, который располагался в двух километрах от станции Могойтуй. Три года она ездила из дома на небольшую станцию. А в декабре 2006 года её вновь перевели на должность дежурной по станции Могойтуй.

– Я считаю, что в нашей работе, если что-то случается, нужно уметь оперативно реагировать и принимать решения, – ответила Елена Романова на вопрос, какими качествами должен обладать дежурный по станции. – При этом, все действия должны соответствовать нормам инструкций и быть правильными.

Моя собеседница призналась, что в настоящее время работать стало немного сложнее, чем это было в начале её карьеры. И здесь на помощь приходит знание инструкций. Ведь несмотря ни на что, в случае какого-либо происшествия действия дежурной по станции, да и других работников, будут оцениваться с точки зрения выполнения всех пунктов инструкций и регламентов в нужной последовательности.

Надо учесть, что на станции Могойтуй базируется специализированная железнодорожная техника: автомотрисы дизельные монтажные, мотовозы погрузочно-транспортные, путеремонтные летучки и другие. Поэтому, когда их выпускают на пути общего пользования, дежурные по станции проверяют все документы: допуск на работу, информацию о техническом состоянии и так далее. Также по станции Могойтуй проводится большой объём маневровых работ.

Несмотря на то, что сейчас большинство организаций и структурных подразделений переходят на электронный документооборот, дежурные по станции проверяют документы на бумажных носителях.

Дежурные по станции работают по давно заведённому в ОАО “Российские железные дороги” сменному графику: два дня через два. Елена Михайловна отметила, что для неё за более чем 30-летнюю карьеру такой график давно уже стал привычен.

В одной связке с дежурной по станции работают не только поездные диспетчеры, но и машинисты маневровых тепловозов, составители поездов и вагонники. Все они стараются сделать так, чтобы каждый поезд шёл в строгом соответствии с графиком.

Неоднократно Елену Романову командировали на другие станции Борзинского территориального управления. Например, в ноябре она почти месяц работала дежурной по станции Арамогойтуй.

– Особенность этой станции заключалась в том, что она расположена на однопутном участке Харанор – Приаргунск, – рассказала Елена Михайловна. – На этой ветке действует полуавтоматическая автоблокировка, а на Южном ходе, где расположена станция Могойтуй, – автоматическая.

По словам моей собеседницы, работать на станции Арамогойтуй было интересно и одновременно... страшно, потому что она не видела, как идут поезда по вверенному ей участку. Между станциями Маргуцек и Арамогойтуй, а также между Арамогойтуем и Арабатуком поезда идут примерно 50 минут, занимая участки полностью.

В свободное время Елена Романова занимается домашним хозяйством.

– С нашей работой по сменам сильно некогда заниматься каким-либо хобби, – смеётся она. – Судите сами. Сегодня я с ночи. Пока отдохну, уже и спать пора. Завтра стирка-уборка, а послезавтра снова на работу в день.

Правда, как она призналась, в последнее время она полюбила вязать на спицах. В основном – детскую одежду: шарфы, шапочки, носки и варежки.

Елена Михайловна призналась, что когда Руслан приезжает в родной посёлок, она старается побаловать его кулинарными изысками. Одни рецепты она берёт у подруг, другие находит в интернете, а третьи модифицирует сама.

Руководство станции и Забайкальской дирекции управления движением неоднократно поощряло Елену Романову за добросовестный труд. А 19 июня генеральный директор – председатель правления ОАО “Российские железные дороги” Олег Белозёров подписал приказ о вручении ей знака “За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 30 лет”.
Автор: Анатолий Якимов