Волжская магистраль

Погружение в неизвестность

Александр Шубин и Евгений Злобин, машинист и помощник машиниста

Как локомотивная бригада из двух зол выбрала меньшее и не прогадала.

Шубин и злобин.jpg

ДРУГОГО ПРИЕМЛЕМОГО ВАРИАНТА У ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДЫ ТЕПЛОВОЗА ЧМЭ3 НЕ БЫЛО. МАШИНИСТ АЛЕКСАНДР ШУБИН И ПОМОЩНИК МАШИНИСТА ЕВГЕНИЙ ЗЛОБИН ТЧП МУРАШИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО ЛЯНГАСОВО БУКВАЛЬНО ВЪЕХАЛИ В БОЛОТО С ПРИЗНАКАМИ ПРОВИСАНИЯ ПУТИ НАД БЕЗЫМЯННОЙ РЕЧКОЙ, ЗАКЛЮЧЁННОЙ В ТРУБУ НА 7 КМ УЧАСТКА ПАНАСЮК – ПОДОСИНОВЕЦ. ОНИ ПОШЛИ НА ЭТОТ КРАЙНЕ РИСКОВАННЫЙ ШАГ НЕ СГОРЯЧА, КАК КОМУ-ТО МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ, НО ПО ВЗВЕШЕННОМУ И ЗРЕЛОМУ РАЗМЫШЛЕНИЮ. ДРУГОЕ ДЕЛО, ЧТО НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ МАШИНИСТУ БЫЛО ОТВЕДЕНО НЕ БОЛЕЕ МИНУТЫ, А ТО И МЕНЬШЕ.
 
Весна поздно приходит в этот суровый край. Зато многочисленные ручьи и речки севера Кировской области, которые питают полноводную реку Юг, начинают показывать свой непростой характер как раз в июне. Сильные дожди, прошедшие в середине месяца, только усложнили ситуацию и сделали разлив рек северодвинского бассейна ещё более неспокойным и нестабильным. Справиться с подобными «сюрпризами» порой бывает трудно даже заранее предусмотренным водоотводам. Но обо всём – по порядку.
 
15 июня ранним утром локомотивная бригада под управлением наших героев приняла два пассажирских вагона на Подосиновец от поезда дальнего следования по станции Пинюг и вышла на маршрут. До станции Панасюк всё было спокойно. Но тишина была недолгой. Едва выйдя из Панасюка и проехав шесть километров в сторону Демьянова, машинист Александр Шубин обратил внимание – через несколько сотен метров путь выглядит очень подозрительно. Помощник машиниста тоже выглянул в окно и увидел, что путь начал провисать, а балласт явно подавал признаки разрушения. Что делать? Ведь никто не знал, как далеко зашёл процесс.

– Плохо было то, что какое бы мы ни приняли решение, любое из них было бы рискованным. Поедем храбро через опасное место, не зная, что там, внизу, – высока вероятность схода. Встать – ещё хуже, потому что, применив служебное торможение, мы увеличили бы силу тяжести и общую нагрузку на путь и тем самым усугубили и без того непростое положение, в которое попали. Могло дойти вплоть до провала всем подвижным составом на неопределённую глубину, – поделился своими размышлениями о том дне машинист Александр Шубин.
 
Локомотивная бригада из двух зол выбрала меньшее. Она решила прорваться сквозь опасное место на минимальной скорости и постараться на нём не встать. И вот тепловоз, набрав 15 километров в час, буквально стал погружаться в неизвестность. Ситуация – явно не для слабонервных. Возможно, кому-то такое рискованное решение покажется непрофессиональным волюнтаризмом и ненужной самодеятельностью со стороны машиниста, но так ли это на самом деле?
 
Не в пользу аварийной остановки, повторим, была опасность обвала. ЧМЭ3 с двумя пассажирскими вагонами хоть и считается нетяжёлым поездом, но всё же представляет в общей сложности внушительную массу. Последствия от провала поезда даже не хочется прогнозировать. И это без учёта того, что следом щёл сборный поезд, где только один тепловоз 2ТЭ10М в двухсекционном исполнении обладает куда большей массой нашего ЧМЭ3, не считая гружёных вагонов. Его уже нельзя пускать на опасное место. На ответственности машиниста человеческие жизни – как пассажиров, поездной бригады, так и помощника машиниста. Но настоящего профессионала это обстоятельство не испугало. Нужно было в тот непростой момент наступить ногой на свой страх и балансировать на тонкой грани между оправданным и неоправданным риском. Локомотивная бригада ещё отлично знала, что это единственный пассажирский поезд на участке Панасюк – Подосиновец. И состояние «мест нет» для него достаточно обыденно. Если проще – он битком.
 
Другое дело, что на этом участке поездов немного, с началом размыва ни один из них не успел проследовать по опасному месту. Это уже веское основание полагать, что процесс разрушения земляного полотна находился ещё в зачаточной стадии, рельсошпальная решётка пока держалась и оставалась пригодной для проследования одного поезда, если ехать с особой осторожностью. А вот дальше кого-то сюда пускать – недопустимо.

Собственно, так и вышло. Путь, хоть и провисший в результате частично разрушенного земполотна, оказался неповреждённым, по крайней мере, настолько, что по нему было возможно пройти с очень ограниченной скоростью одному поезду небольшой массы. Другое дело, что следующий поезд, какой бы он ни был, это место уже однозначно не пройдёт! Поэтому, благополучно выбравшись из опасного места, локомотивная бригада немедленно доложила руководству о размыве пути с разрушением земляного полотна с указанием точных данных. Следующий за пассажирским поездом сборный грузовой состав был оповещён своевременно и остановлен задолго до опасного места.
 
Надо отдать должное, что на чрезвычайную ситуацию оперативно отреагировали. Со станции Мураши были немедленно отправлены к месту происшествия два противоразмывных поезда, пять вагонов-хопперов. Силами работников дистанции искусственных сооружений и Мурашинской дистанции инфраструктуры к концу рабочего дня последствия размыва пути были полностью ликвидированы.
 
– Трудились до самого вечера, потому что работы было более чем достаточно, но справились. В том числе благодаря объективной и полной информации, которую предоставила локомотивная бригада, – подчеркнул начальник ИЧ-3 Горьковской ДИ Андрей Погонов.
 
Машинист Александр Шубин и помощник машиниста Евгений Злобин поощрены, в том числе и материально, от Горьковской дирекции тяги. Но не оставляет в покое мысль: «Им повезло или могло случиться обратное?»

С долей везения – понятно, она присутствует, как и железная логика в действиях локомотивной бригады вкупе с правилами и инструкциями. Но всё же остаётся вопрос: как в такой обстановке локомотивная бригада не оказалась в самом худшем из возможных положений?
 
– Начнём с того, что я тут работаю уже 13 лет, из них восемь – машинистом. Мне здесь знакома каждая кочка, каждое дерево, даже самая мелкая деталь профиля мне как родная, а это уже немало, – рассказал машинист. – Сам я родом из Демьянова. Испугаться, зная особенности природы родного края и профиля маршрута, как-то неправильно. Боялся ли я? Да, я опасался, но не за себя, а за пассажиров. Плохих сюрпризов в пути следования бояться не нужно, но готовым быть к ним надо всегда. Честно скажу: за весь период работы я не знал на практике, что такое вынужденная остановка в пути следования вообще. Вот и в нашей ситуации нельзя было вставать – это было бы худшим решением, хотя риск присутствовал в любом случае, это тоже надо признать.
 
Необходимо отметить, что на железнодорожном участке Панасюк – Подосиновец люди работают на полном и безграничном доверии. Объективно, туда очень трудно добраться по причине полного бездорожья. Но этот недостаток, влияющий на степень присутствия «сурового начальственного ока», вполне полноценно компенсируется надёжностью и профессионализмом персонала.
 
– Иначе работать у нас невозможно, – подчеркнул и. о. начальника подменного пункта Мураши Алексей Купрейчик. – Александр Шубин, может, и не из тех, кому часто выпадают «звёзды с неба». Зато он надёжный работник и хороший человек.
 
Такого же мнения о подчинённом придерживается непосредственный начальник – машинист-инструктор Владимир Гороховский.
 
Это прекрасно, когда локомотивной бригаде всегда оказывается такой уровень доверия. Хотя бы для того, чтобы частично развеять миф о «о ничего не подозревающих пассажирах». В нашем случае значительная их часть, наверняка, железнодорожники. Остальные тоже, так или иначе, являются местными жителями, в массе знакомы друг с другом. Не исключено, что они поняли неоднозначность и сложность внезапно возникшей ситуации, но прочность доверия к «своим» предотвратила все излишние вопросы.
Автор: Леонид Акопов