Внимательность и ответственность Забайкальская магистраль

Внимательность и ответственность

Сергей Шестаков, осмотрщик-ремонтник вагонов ПТО Могоча

Осмотрщик-ремонтник вагонов Сергей Шестаков вовремя помог избежать самоотцепа части состава грузового поезда.

Трудно себе представить, что случилось бы, если бы осмотрщик-ремонтник вагонов ПТО Могоча Сергей Шестаков своевременно не обнаружил обрыв тягового хомута между вагонами в хвостовой части грузового поезда. Однако своевременное выявление неисправности помогло предотвратить ЧП.

В чётном парке станции Могоча осмотрщикам работы всегда хватает. И часа не проходит без того, чтобы не раздался гудок прибывающего сюда локомотива. За смену здесь осматривают и отправляют на дальнейшее опробование тормозов по пять-семь поездов, в каждом из которых десятки вагонов. Усталости не избежать, но и опыт у каждого вагонника появляется немалый.

В один из будничных августовских дней Сергей Шестаков с коллегами осматривал вновь прибывший гружёный состав. Вскоре он обнаружил, что между седьмым и восьмым вагонами с хвоста состава оборван тяговый хомут. Приглядевшись, понял, что дело серьёзное: часть хомута отсутствовала – видимо, оторвалась где-то в пути. Как того требует инструкция, об обнаружении неисправности он тут же сообщил старшему смены. Было сделано фото, которое отправили руководству. Затем вагон отцепили и отправили на площадку текущего отцепочного ремонта.

Здесь слесари приступили к обычной в таких случаях восстановительной работе: подняли вагон на домкратах, целиком сняли плиту с поглощающим аппаратом и заменили оборванный хомут.

Когда-то, 14 лет назад, Сергей Шестаков начинал точно так же. Это лишь спустя несколько месяцев он стал осмотрщиком-ремонтником. А до того, как прийти работать в эксплуатационное вагонное депо станции Могоча, он вообще не знал о том, что такая профессия существует. Попал в учебный набор совершенно случайно. Очень хотел быть железнодорожником. Обратился в отдел кадров депо – и стал одним из двух десятков счастливчиков. Учился в Чите, в Забайкальском учебном центре профессиональных квалификаций, который многие до сих пор по привычке называют Читинской дортехшколой.

Впрочем, после курсов осмотрщиков-ремонтников ему предстояло ещё сдать испытания на присвоение рабочего разряда.

Основной обязанностью осмотрщика-ремонтника вагонов являются встреча прибывающих на станцию составов и их осмотр на наличие поломок и неисправностей. Основной упор делается на подвагонное оборудование, поскольку именно на него приходится самый большой износ, в связи с непосредственным контактом с верхним строением пути. Оборудование имеет свойство изнашиваться, ломаться, и любое отклонение от технических требований подлежит немедленному устранению. Первыми, кто отслеживает техническое состояние вагонов, являются осмотрщики-ремонтники.

Выйдя в осмотр в конце 2004 года, Сергей Шестаков знал лишь теорию. Для наработки практических навыков к новичку прикрепили опытного наставника, осмотрщика с большим стажем работы, Юрия Криволапова. Он до сих пор ещё работает в пункте технического обслуживания вагонов Могоча, хотя около года назад достиг пенсионного возраста.

– К дяде Юре я первое время то и дело обращался с вопросами, просил совета, пока сам не встал на ноги как осмотрщик, – поделился воспоминаниями Сергей. – Конечно, он очень хорошо помог разобраться во всех тонкостях устройства вагонов.

Впрочем, очень скоро Сергей уже обрёл уверенность в себе и стал самостоятельно осматривать прибывающие вагоны. Работа увлекла. Ведь она требует внимательности, тренирует слух и зрение. Если звук от удара молотком по вагонной тележке недостаточно звонкий и протяжный, значит, нужно насторожиться – возможно, в теле детали есть трещины и пустоты. Иногда в колёсной паре образуется выщербина, вызванная обширным ползуном и “топаньем” колеса по рельсам. Или, например, бывает, что боковая рама тележки уже идёт на излом и вот-вот просто соскочит с оси колёсной пары.

Сергей Шестаков за 14 лет работы в пункте техобслуживания видел самые разные поломки. Однажды, в 2007 году, пришлось буквально подавать сигнал о критической угрозе, когда он наткнулся на уже практически раскрывшуюся тележку вагона, боковая рама которой держалась, что называется, “на честном слове”. Ещё немного, и где-нибудь, всего в нескольких километрах к востоку от Могочи, вагон мог бы просто-напросто сойти с рельсов и потянуть за собой часть состава...

Однако чаще всего неисправности таятся за пределами визуального обзора. И нужно иметь настойчивость и терпение, чтобы полностью убедиться в диагнозе, данном осматриваемому узлу. Ведь от могочинских вагонников зависит очень многое. Гарантийное плечо ПТО Могоча длится на восток до самого Комсомольска-на-Амуре. Это значит, что, делая полный осмотр вагонов, работники ПТО дают гарантию безаварийного проследования состава до следующего полного осмотра уже на территории Дальневосточной железной дороги. И если до Комсомольска-на-Амуре с вагоном что-то случится, то спросят по всей строгости с них, работников эксплуатационного локомотивного депо Могоча. Впрочем, не только поэтому в данном ПТО стараются работать на совесть. Здесь прекрасно понимают, что такое безопасность движения поездов. И не ждут выговоров от коллег, допустим, из ПТО Сковородино. Просто стараются делать так, чтобы всё было под полным контролем, чтобы не происходило задержек поездов и, что ещё важнее, не пострадали люди.

Все мы знаем, что внештатные ситуации и чрезвычайные происшествия, связанные с нарушениями безопасности движения поездов, к сожалению, время от времени случаются на российских железных дорогах. Но только не у таких ответственных работников, как Сергей Шестаков. За время своей работы он неоднократно повышал профессиональное мастерство и рабочий разряд. Участвовал в конкурсах профессионального мастерства, получал награды и поощрения, заслужил репутацию ответственного и примерного работника ПТО. Например, за тот самый случай с боковой рамой он получил знак “За безопасность движения” лично от начальника Забайкальской железной дороги. Кроме того, был награждён дипломом “Лучший по профессии”, много раз получал премии и денежные поощрения за отличные результаты работы.

Сегодня Сергей Шестаков – уже осмотрщик-ремонтник шестого разряда. В свои 38 лет он может быть наставником для новичков, поскольку работу знает как свои пять пальцев. Может наизусть рассказать обо всех особенностях вагонной тележки любой модификации и местах, на которые следует обращать особое внимание при её осмотре.

За время его работы в вагонном хозяйстве произошли положительные изменения. И он помнит ещё те времена, когда приходилось отцеплять по десятку вагонов за смену.

– Сейчас дело обстоит по-другому, – заверил он. – Парк вагонов на Восточном полигоне сети обновляется. Появляются инновационные вагоны. У них усовершенствованная конструкция, да и служат они ещё не долго, так что на них не сказались сроки эксплуатации. Но иногда тележки старых модификаций даже выигрывают у новых качеством исполнения.

Как большинство работников физического труда, Сергей суров и немногословен. Однако, если его разговорить, то может сказать многое и по делу. Чувствуется, что человек подходит со смекалкой ко всему, что касается работы. Он не сидит без дела. Поэтому найти его в чётном парке, чтобы побеседовать, удалось не сразу. В это время он и трое его товарищей по работе меняли детали тормозного механизма на грузовой платформе. Отгонять на площадку текущего отцепочного ремонта вагон с такой простой неисправностью, как износ колодок, это лишь терять время и отвлекать слесарей ТОР от других важных дел. Поэтому в промежутках между прибытием поездов заменой могут заняться и осмотрщики. Тем более, что устройство оборудования они знают как свои пять пальцев.

И это тем более не трудно, если ты увлечён своей работой. Когда видишь цель, с азартом решаешь проблемы и затем ощущаешь реальный результат от своих усилий, то самомотивация имеет законченную форму и работает безотказно.

И вполне естественно, что именно у таких мотивированных, сознательных и позитивно ориентированных людей дела спорятся не только на работе, но и в личной жизни. Сергей женат 13 лет. Супруга, Татьяна, работает юристом в Могочинской городской администрации. Но сейчас она находится в декретном отпуске. Их первенцу, Гордею, всего два года. Малыш скоро пойдёт в детский сад. Так решили родители. И с местом в детском саду недалеко от дома уже вопрос решили.

Шестаковы живут в частном доме с огородом и к труду приучены с детства. В свободное от работы время глава семейства занимается хозяйством либо просто отдыхает с женой и сыном. Это образ жизни обычного жителя провинции. Так тут живут многие. Повкалывав на работе, возвращаются к своим огородам, беспокоятся об урожае картофеля, чинят личную технику, воспитывают детей.

Однако именно эти простые обыватели и рядовые рабочие с натруженными руками и загорелыми лицами и создают на отдалённых станциях условия для того, чтобы безопасность движения поездов на российских железных дорогах была на высоте, а показатели эксплуатации выполнялись в точном соответствии с планом и даже чуть лучше.

ПТО Могоча, в котором работает Сергей Шестаков, по итогам семи месяцев работы в 2018 году добился снижения числа отказов технических средств с семи за аналогичный период прошлого года до одного в этом. Коллектив, в котором посчастливилось работать нашему герою, это люди разных возрастов и с разным опытом работы, что позволяет передавать этот опыт от старших младшим без отрыва от производства.

Сергей подчёркивает, что ему повезло с коллегами. Здесь он завязал крепкую дружбу со многими из них, ощутил здоровую обстановку взаимопомощи. А самое главное, с удовольствием вносит свой вклад в общее дело. И на него равняются молодые, как некогда он равнялся на своих мудрых наставников.
Автор: Константин Чиров