Призыв

Золотое правило

Николай Герасимов и Михаил Неклюдов, машинист и помощник машиниста

Локомотивная бригада обнаружила трещину в рельсе.

Николай Герасимов.jpg   Михаил Неклюдов.jpg

В ночь на 18 августа локомотивная бригада­ эксплуатационного локомотивного депо Карталы,­­ в составе машиниста Николая Гераси­мова (фото слева) и помощника машиниста Михаила Неклю­дова (фото справа), с грузовым поездом отправилась из Карталов на станцию Магнитогорск-Грузовой.

Состав не простой, а контейнерный. Недавно в Ташкенте состоялось совещание, на котором было приято решение пропускать контейнерные поезда, идущие из Китая в Европу через межгосударственный пункт стыкования Карталы. При техническом обслуживании ему отдается предпочтение, а его продвижение находится под особым контролем. Так вот, локомотивной бригаде как раз пришлось вести такой контейнерный составов, который пришёл из Казахстана.

До станции Гумбейка добрались без происшествий. Грузовой поезд двигался со скоростью 72 километра в час. Впереди показалась сигнальная точ­ка №5. Но на ней почему-то горел жёлтый сигнал. Машинист тут же доложил поездному диспетчеру. Это обстоятельство сразу же насторожило локомотивную бригаду. На перегоне Гумбейка – Буранная произошло переключение сигналов локомотивного светофора с зелёного на жёлтый. Машинист ­Гера­симов применил ступень торможения и снизил скорость до 60 километров в час. После того, как проехали сигнальную точку №5 с жёлтым показанием светофора при скорости 48 километров в час, произошла смена сигналов локомотивного светофора с жёлтого на «КЖ».

– Дальше на пути следования поезда была сигнальная точка №3. Но так как она находилась за кривой, мы не могли видеть её показаний. Но когда светофор появился в поле зрения, то на нём уже был сигнал с запрещающим показанием, – восстанавливает картину происшествия на ночном перегоне машинист Николай Герасимов.

Дальше машинист действовал точно по инст­рукции: остановился перед сигнальной точкой. Время – 1 час 17 минут. Николай Герасимов тут же доложил о ситуации поездному диспетчеру, сообщив, где находится, а также поставил в известность локомотивные бригады попутного и встречного направления. По информации, полученной от поездного диспетчера, выходило, что на следующем блок-участке всё нормально, поезда на перегоне нет. Проанализировав ситуацию, машинист пришёл к выводу: проходной сигнал показывает ложную занятость. Выждав примерно две минуты, Николай Герасимов начал движение. Со скоростью 6 километров в час проследовал светофор с запрещающим показанием и одновременно внимательно следил за показанием локомотивной сигнализации. На 336 километре пикет 9 произошло переключение сигнала локомотивного светофора с «КЖ» на красный свет. Ехали по ночному перегону, на котором где-то впереди затаилась опасность, с особой бдительностью и с минимальной скоростью, тщательно осматривая путь в надежде в луче прожектора увидеть причину ложной занятости. Локомотивная бригада продолжала вести поезд со скоростью 8 километров в час, до тех пор, пока запрещающий сигнал автоматической локомотивной сигнализации не сменился на зелёный свет. После этого Герасимов остановил поезд и опять вышел в эфир, предупредив об очередной остановке.

Машинист уже точно знал, что делать дальше. Коль с кабины локомотива при свете прожектора­ дефект не удалось увидеть, то надо действовать другими методами. Он подробно проинструктировал помощника, пояснив, что надо искать, прежде всего, трещину в рельсе. Михаил Неклюдов взял фонарь, рацию, телефон и покинул кабину локомотива. Сначала решил осмотреть правую сторону. Тщательно прощупывал лучом фонаря буквально каждый сантиметр рельса. Дошёл до хвоста состава, но ничего подозрительного не обнаружил. Двинулся в обратную сторону. Машинист то и дело интересовался у Михаила результатами поиска. Обстановка была довольно нервозная: надо было срочно освобождать перегон. Ведь за ним следо­вало­ ещё четыре поезда. Поэтому Николай Герасимов сидел как на иголках. И вдруг раздался взволнованный крик помощника: «Николаевич, нашёл трещину!». Машинист тут же доложил по инстанции о выявленном дефекте.

– Честно говоря, когда остановились на перегоне, то я засомневался в правильности действий Николая Николаевича и высказал свою точку зрения по этому поводу. Но, чтобы разубедить меня, он тут же сослался на соответствующую инструкцию. Поэтому я полностью доверился его многолетнему опыту, интуиции и уверенно искал причину ложной занятости. Плохо, что начал осмотр не с той стороны и зря потерял время. Трещина оказалась под первой платформой у самого локомотива, – рассказывает помощник машиниста Михаил Неклюдов.

Чтобы точно убедиться в поставленном «диагнозе» машинист оставил вместо себя в кабине помощника, взял линейку и отправился осматривать трещину. Её было хорошо видно в свете фонаря. Уже образовалась ступенька: один край рельса поднялся кверху, а другой опустился вниз. Разрыв – 10 мм. На свежем изломе металл поблёскивал в луче света. Николай Герасимов высказал предположение, что похоже рельс лопнул непосредственно под недавно прошедшим тяжёлым грузовым поездом и, к счастью, не успел разрастись до критических размеров.

– В этой ситуации правильно поступил мой помощник. Михаил добросовестно обследовал обе нитки и всё-таки нашёл трещину. Ничего не скажешь, молодец! Этот случай станет и для него хорошим уроком. Если доведётся, то будет знать как действовать, – подчёркивает машинист.

Поездной диспетчер сразу же закрыл перегон ­для движения. На место происшествия оперативно прибыла бригада по неотложным работам Магнитогорской дистанции пути. Путейцы стянули ­лопнувший рельс аварийным комплектом струбцин и пропустили контейнерный состав.

– Причин, которые приводят к сбою кодов, достаточно много. Но в тот момент внутренний голос говорил, что лучше остановиться, всё тщательно проверить и дальше ехать со спокойной совестью. За годы работы в поездах вывел для себя золотое правило: если не знаешь, как поступить, то дейст­вуй по инструкции. И никогда не ошибёшься, – говорит мой собеседник.

Николай Герасимов – опытный машинист. Стаж – 30 лет. Первые пятнадцать отработал в пассажирских поездах помощником и вот уже 15 лет самостоятельно водит грузовые составы. У Михаила Неклюдова за плечами три года работы помощником. Но он уже имеет права машиниста. В таком составе они ездят с весны этого года.

– А часто ли бывали случаи, которые вот так серьёзно угрожали безопасности движения, – интересуюсь у машиниста?

– В моей практике первый. До последнего времени подобные напасти обходили стороной. Но бдительность в нашем деле никогда лишней не бывает, – заключает Николай Герасимов.
Автор: Вячеслав Чеботько