Правильный выбор Транссиб

Правильный выбор

Оксана Гамза, старший электромеханик Новосибирской дистанции сигнализации, централизации и блокировки

Оксана Гамза очень любит свою работу, и свои успехи разделяет с коллективом.

Музыка, небо и железная дорога – казалось бы, что между ними общего? Ведь это всё равно, что лебедь, рак и щука, которые будут тянуть выбравшего столь непохожие пути человека в разные стороны. Но пример старшего электромеханика Новосибирской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Оксаны Гамзы довольно неожиданно говорит о том, что одно другому и третьему вовсе даже не мешает, а более того – очень даже помогает.

Жадная до неба
– Как и очень многие в моем возрасте я грезила авиацией и всем, что с этим связано, – рассказывает Оксана Ивановна, – но в отличие от многих девушек, не мечтала о карьере стюардессы, нет – меня притягивала техническая, я бы даже сказала, управленческая составляющая: жаждала контролировать само небесное пространство как таковое, все перемещения самолетов и тому подобные серьезные вещи. То есть тоже своего рода романтика. Поступила в Рыльское авиационное училище, закончила его, и должна была работать радиотехником спецсвязи – обеспечивать работу по правильной посадке и взлету самолетов, то есть как раз по профилю своей мечты.

Но пресловутые лихие 90-е внесли свои коррективы – специалисты подобного уровня гражданской авиации оказались не востребованы. Да, это была экономия на безопасности, фактически на жизнях пассажиров, но кто в то нелёгкое время об этом думал?

– Я взяла свободный диплом и вернулась в отчий дом, в Промышленную, где, собственно, родилась и училась. Работу найти категорически не могла. Пока меня вдруг не осенило – так вот же она работа, прямо под боком! Попытка не пытка, и в 1990-м я пришла устраиваться на железную дорогу. Спустилась в итоге с небес на землю.

Музыкальная пауза
Глядя на то, как ловко Оксана Ивановна орудует пальцами, демонстрируя обслуживание разного рода реле, даже не задумываешься о том, почему это у неё так здорово получается?

– Мелкая моторика у женщин вообще развита лучше, чем у мужчин, – улыбается Гамза. – Вы, наверное, замечали, что ремонт реле в дистанциях СЦБ прерогатива почти исключительно женщин? Но не только в этом дело. Мне в этих ручных тонкостях помогла, как ни странно, музыка.

Еще в школе Оксана увлеклась гитарой. Ей так понравилось её звучание да и собственно сам инструмент, что она, кровь из носу, захотела научиться на нём играть.

– Нас было несколько таких увлёкшихся. Мы пришли в музыкальную школу и, видимо, зашли не в ту комнату, поскольку наткнулись на преподавателя игры на домре. Что это такое, никто из нас не знал. Но после того, как встреченный нами преподаватель сыграл на трёхструнной домре полонез Огинского (а если кто не в курсе, это довольно сложное в исполнении произведение), мы забыли о гитаре напрочь!

Как вспоминает наша героиня, музыкальная школа в Промышленной была очень сильной.

– Вот так у меня появилось и музыкальное образование по отделению домры. Принимали участие во всех местных концертах, ездили с выступлениями в Кемерово, Новосибирск.

Дорога бывает железной
– Руководитель ШЧ-6 (Промышленновской дистанции СЦБ Кемеровской железной дороги) Валит Халитов посмотрел мой диплом и сказал, что берёт меня электромонтером для начала. Специалист как раз такого профиля, которому меня обучали в Рыльске, оказался очень нужен железной дороге. Свою роль сыграло и то, что училище у нас было по сути военное. Это очень помогло мне, когда я устраивалась на стальную магистраль. Та же ответственность, та же дисциплина, та же собранность. В конечном счете, я лишь поменяла транспортный профиль, материальная база осталась той же. За год с небольшим я дошла от электромонтера третьего разряда до электромеханика. А в 1997-м стала старшим электромехаником, кстати, самым молодым старшим электромехаником на дороге.

Первые учителя и наставники Оксаны Ивановны  – Ольга Сонина и Галина Рябикова запомнились ей навсегда.

 – Они нашли очень правильные слова и правильные методы. Мне с ними было легко. Как в работе, так и в жизни.

 Без поддержки коллектива, считает Гамза, ни один руководитель не будет успешен. 

 – Поэтому самая главная, самая запоминающаяся моя награда – знак «Почётный железнодорожник» – во многом заслуга тех людей, с которыми я работала и которые поддерживали все мои начинания и помогали достигать высоких целей. Плюс я очень люблю свою работу!

 С 2017-го наша героиня работает в дорожной лаборатории.

 – Если раньше я трудилась в пределах дистанции, то сейчас – в пределах дороги. Выезжаем на все отказы, на все форс-мажоры, помогаем в организации работы тем же молодым специалистам. Мне, например, и моим коллегам было легче: мы учились, мы взрослели, мы развивались вместе с железной дорогой, всё происходило постепенно. Сейчас же, когда молодой специалист приходит на производство, ему за короткий промежуток времени необходимо так много узнать!

 – Я с Оксаной Ивановной работаю вместе  недавно, буквально три месяца, но за это время от неё я узнала столько, сколько подчас можно и за три жизни не узнать, – признаётся технолог дорожной лаборатории Татьяна Ряполова. – Трудиться и находить с ней общий язык по разным темам очень комфортно. Но, что самое важное, – это ее ангельское терпение, с которым она мне, молодому специалисту, растолковывает какие-то вопросы, причём не только рабочего, но и жизненного плана.
Автор: Алексей Григорьев