О чём мечтает настоящий герой Октябрьская магистраль

О чём мечтает настоящий герой

Евгений Хайконен, машинист электровоза эксплуатационного депо ТЧЭ-8 Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский

Машинист электровоза Евгений Хайконен представлен к очередной награде.

У вас много знакомых, которые могут похвастаться наличием серьёзных наград? Например, таких, как «Орден за заслуги перед Отечеством». Думается, что таких единицы. А вот у машиниста электровоза Евгения Хайконена наград такого уровня сразу несколько.  

Первая из них была получена 25 лет назад, ещё одна – в 2004-м, а к очередной он представлен в этом году.

«Свою первую награду я получил в 1993-м, – рассказывает Евгений. – Тогда мне присвоили звание Почётного железнодорожника, поскольку я предотвратил крушение пассажирского поезда. На тот момент я был молодым машинистом, работавшим в этой должности первый месяц. Вёл поезд номер 36, курсировавший между двумя столицами и ехавший сразу за «Красной стрелой». Проезжаю станцию Гряды, слышу, что на первом пути творится что-то неладное. А время – конец августа. Туман. Видимость – почти нулевая. Подумал, на первом пути сработали тормоза – почему? Надо бы посмотреть. Я ограничил скорость до шестидесяти, попросил помощника глянуть, не случилось ли что? Выяснилось, что шесть вагонов оторвались от состава, один из них сошёл с рельсов, и его развернуло в мою сторону… Я применил экстренное торможение и остановился прямо перед сошедшим вагоном». А ведь мог бы не услышать, или услышать, да не придать значения…

Как уже говорилось, наград у машиниста – много. Вторую – «За заслуги перед Отечеством» он получил через 19 лет после первой истории. За что? Наш герой скромно пожимает плечами: «Я столько лет на дороге… Работал. Таких явных событий, как предотвращение крушения поезда, больше не происходило. Но ситуации были всякие: неисправности, нестандартные моменты… Так по капле и набралось».

Думается, что Хайконен просто скромничает. Далеко не всех, даже долго проработавших на дороге, представляют к наградам. Но, как известно, настоящие герои немногословны. Хотя, по большому счёту, причины для хвастовства у Евгения есть.

21 июня этого года он получил новый знак «Без­опасность движения».

«Ехал, вёз болельщиков, – рассказывает машинист. – Тогда ведь проходил Чемпионат мира по футболу. Ну и в районе станции Вышний Волочёк увидел вспышку. Это была неисправность контактной подвески. Я применил экстренное торможение, поезд остановился. Причём сделал всё вовремя. К тому же, ни контактную подвеску, ни свои токоприёмники не повредил. Тут же примчались «контактники», всё починили. И я успел доставить болельщиков на место, не выходя из графика».

Не прояви Евгений внимательности, не отреагируй быстро на проблему – мог бы быть повреждён большой участок контактного провода. А на таком напряжённом перегоне, как Москва – Санкт-Петербург, обрыв застопорил бы всё движение. Результат – большие проблемы и бешеные убытки.

Справедливость на свете всё-таки существует, что бы ни утверждали на этот счёт пессимисты. И то, что награды сыплются на Хайконена, как из рога изобилия, только подтверждает этот закон.

Кроме уже названных, к списку его медалей скоро прибавится ещё одна. Какая именно – пока секрет. Но документы уже готовы. Теперь вопрос решается в Москве.
Всегда было интересно, как орденоносцы хранят свои медали. Скоромно держат их в тумбочке или выкладывают на видное место, чтобы всем домочадцам и гостям сразу было видно, с кем имеют дело.

«Да лежат они у меня в коробочке, – говорит машинист. – Коробочка – в ящичке в мебельной стенке. Ну иногда открываю – смотрю, вспоминаю. Знаком «Почётный железнодорожник» меня тогда ещё Фадеев награждал. Помню – по плечу хлопал, обнимал. Мол, я всё хорошо сделал».

Свою первую награду Хайконен получил в 32 года. «В советское время машинистов сильно молодых не было, – утверждает он. – Чтобы тебя поставили на эту должность, надо было отработать определённый срок. На экзамены тогда приходили 30 человек, а оставляли одного-двух. Такой жёсткий был отбор. Да и профессия считалась очень престижной».

Кстати, изначально жизнь Евгения не имела никакого отношения к путям. Он окончил ПТУ в Сосновой Поляне и стал радиомонтажником. Так бы и работал наш герой по этой специальности, если бы однажды не заглянул на работу к своей маме. 

– Мама трудилась на железной дороге, – вспоминает Хайконен. – Когда я к ней пришёл, меня провезли на тепловозе… В каком восторге я тогда был! Это же путешествия, романтика дорог! Конечно, я решил пойти на железную дорогу. После армии поработал немного на заводе и отправился на Октябрьскую – на курсы помощников машиниста. Окончил и попал работать в ТЧ-8. Помнится, начальник депо тогда посмотрел на нас и сказал: «Вот вас 10 человек пришло, а останется один Хайконен». Так и вышло.

Почему тогда начальник сделал такой вывод, судить сейчас сложно. Но возможно, для намётанного глаза ответственность и внимательность видны с порога.

Хайконен уже несколько десятилетий работает на Октябрьской. И как никто знает, что на железной дороге много романтики… Но и будни тоже нелёгкие.

– Летом трудишься практически без выходных, – говорит он, – новогодние каникулы – все отдыхают, с детьми играют, а у тебя – пик перевозок. В субботу-воскресенье часто отправляешься в рейсы… Такая работа требует понимания значимости этого труда и со стороны машиниста, и его семьи.

Но зато и положительных сторон у этой работы предостаточно. Для нашего героя они выглядят так: «Вот взял ты в Москве поезд в 16 вагонов – привёз его по расписанию, и видишь результат. Твоих пассажиров уже ждут на вокзале, встречают-обнимают. А ты чувствуешь, что трудился не зря. Твою работу видно! А ещё очень важна ответственность: ты едешь – за тобой – столько людей. И их жизни зависят от тебя… По-моему, делать нечто полезное – очень важный момент».

То, что ответственность – одна из главных черт Евгения, очевидно. И его помощник Андрей Столбов лишь подтверждает этот вывод. «Мы уже 4 года ездим вместе, – делится он. – Женя – ответственный и весёлый человек. Рядом с ним комфортно. Он очень грамотный специалист, на работе не расслабляется, и, когда он в кабине, пассажиры за свою безопасность могут не опасаться».

35 лет, отданных дороге, это огромный отрезок жизни. Поэтому странно было бы не узнать: «Какое самое яркое событие за столько лет случилось с Вами на Октябрьской?» «Самое светлое, это, пожалуй, рождение старшего сына, – утверждает Хайконен. – Это было в 85-м году. Жена лежала в роддоме и должна была вот-вот родить. Я работал помощником машиниста. Мне в Москву отправляться, а я за неё переживаю. Позвонить не могу – мобильных телефонов тогда ещё не было. И вдруг дежурный по станции по рации сообщил: «Женя, у тебя родился сын!». Я тогда был такой счастливый!»

Сейчас сыновья нашего героя вместе с семьями живут в Москве. Но периодически привозят Хайконену внуков – понянчиться. «О чём я мечтаю? – переспрашивает Евгений. – Наверное, как и все, чтобы близкие были здоровы. И чтобы нашим детям жилось легче, чем нам». Как говорится, ваши бы слова, да Богу в уши!

Фото: Иван Куртов
Автор: Елена Харламова